И
раз уж тема Великих Моголов в кино меня пока не отпускает, то пусть это будет вдогонку
предыдущему сообщению. То, на что в сериале "Акбар Великий" ушло чуть больше 10 десяти серий, в историческом эпике (да-да, не постесняюсь этого слова) Мехбуба Кхана "Хумаюн" 1945 года уместилось в неполных два часа, при том со всеми песнями-танцами. Название говорит само за себя - тут речь пойдет о Хумаюне, сыне Бабура и отце Акбара. Берется за основу популярная легенда о "братстве" через ракхи могольского падишаха Хумаюна и некоей раджпутской принцессы (в реальной истории это была меварская Рани Карнавати) и как их отношения вписаны в контекст истории, но со своими беллетризированными нюансами. Впрочем повторяться совершенно нет никакого смысла, весь исторический контекст уже был описан в
"Акбар Великий".
Бадшах Бабур (Назим Шах) прибывает в Индию из Ирана, изгоняет мусульманского правителя Делийского султаната Ибрагима Лоди, заключает мир с индусами и основывает в Дели свою новую империю Великих Моголов. К великому неудовольствию и разочарованию раджпутов, выступавших с Бабуром единым фронтом против Ибрагима Лоди. Раджпуты понадеялись, что Бабур удовлетвориться военными трофеями, ан нет, не тут-то было. В одном из последних боев, Бабур предлагает раджпутской принцессе Раджкумари (Вина Кумари) стать его названной дочерью. Такое ощущение, что даже визуальная сторона эпизода была активно позаимствована в сериале "Акбар Великий" именно из этого фильма. Бабур относится к приемной дочери так, как если бы она была его родной, несмотря на наличие родных сыновей Хумаюна (Ашок Кумар) и Камрана и дочери Гульбадан (очень просвещенная барышня, это она потом напишет для истории "Хумаюн наме", хронику правления своего брата). Бабур вообще изображен этаким сусальным идеальным правителем, мудрым, справедливым, решительным. Но интрига-интрига появляется практически с первого эпизода. У Раджкумари есть жених, бравый раджпут Раджкумар Рандхир (Чандра Мохан), поклявшийся отомстить Бабуру за гибель своего отца на поле боя. А самая страшная месть - убить сына, и Рандхир одержим убить Хумаюна. Хумаюн же смертельно заболевает и Бабур молится за его выживание, но в результате "выкупа" сына, сам Бабур заболевает и умирает. Бадшахом коронован Хумаюн, к великому неудовольству брата Камрана. У Хумаюна любовное горение и тоска по отношению к Хамиде Бано (Наргис), её чувства взаимны, но почища тараканов устроили такой раскардаш в её голове, что она не считает себя достойной этого брака. И по социальной лестнице она ниже (хм...а кто же вообще может сравниться с падишахом?), и, мол, для королей всегда женщины игрушки. Он ей про любовь, а она знай свое - не верю! Раджкумари в интересах названного брата пытается достучаться до Хамиды, но та так и не сдается - тяжела мне "шапка Мономаха". Хумаюн по личной просьбе отпускает несостоявшуюся супружку из дворца восвояси и сам впадает в сердечную меланхолию и теряет всяческий интерес к управлению государством.
А враг меж тем не дремлет. Вообще, в данном контексте слов враг вряд ли уместно по отношению к раджпутам, выступавшим за освобождение некогда бывших своих территорий от мусульманского владычества. Им всё едино, что Гуриды, что Лоди, что Моголы - захватчики, и до окончательного покорения Акбаром, раджпуты еще активно сопротивлялись, умудряясь создавать антимогольские коалиции. Джай Сингх, один из раджпутских правителей, помогавший активно Бабуру победить Лоди, начинает войну против Хумаюна. К нему присоединяются и многие другие правители княжеств и, о да!, даже завистливый братец Камран. Хумаюн наконец-то выходит из своего оцепенения и успешно противостоит нападавшим. Но коварный Джай Сингх берет в заложницы Раджкумари, отказавшуюся предать нареченного брата, и Хумаюн уже спешит к ней на помощь. Тут, конечно, можно было бы напустить туману и оборвать пересказ сюжета такими интригующими вопросами как "Спасет ли Хумаюн Раджкумари?", "Одолеет ли он врагов?", "Подарит ли ему судьба еще одну встречу с любимой?". Всё это было бы крайне загадочно, не будь фильм о реальной исторической личности)). При всей фиктивности межличностных сюжетных линий, от основной исторической канвы не уйти. И с Хамидой встретится, кто же Акбара рожать будет)). И брата Камрана простит, и мятежников победит. И Раджкумари спасет (должна же быть по сюжету раджпутка, которая поможет появиться на свет наследнику, даже если её характер собрали из нескольких). Но вот пока будет "братский" долг выполнять, более того, даже с мстительным Рандхиром замирится, в это время в Дели другая охочая до трона группа оппонентов под предводительством Шер-шаха этот трон и отберет. В финале все красиво и исторично. Хумаюн победным ураганом отвоевывает Кабул, Лахор, Агру и, наконец-то, Дели. Подрощенный Джелалуддин Мохаммед, будущий шахеншах шахеншахов, поднимает символическое знамя в крепости Раджкумари, как бы утверждая единство моголов и раджпутов.