суббота, 9 января 2016 г.

Железная маска на экране


   Достоверных сведений о самом необычном узнике Бастилии сохранилось очень немного. Известно, например, что в начале 1679 года в тюрьме Пиньероль содержался заключенный, с которого никогда не снимали черную бархатную маску венецианского образца с железными застежками (затем превращенную легендой в железную). Почтительное обращение с ним заставляет думать о знатном происхождении узника. В тюрьме он сохранял привычки аристократа, носил тонкое белье, любил изысканный стол, музицировал, недурно играя на гитаре. Через несколько лет комендант крепости Пиньероль Сен-Марс, получив назначение на острова Св. Маргариты, перевез с собой и тайного узника. А 18 сентября 1698 года, опять же вместе с Сен-Марсом, ставшим комендантом Бастилии, неизвестный оказался в ее стенах, которые уже не покидал до самой смерти в 1703 году. 
  Через пару десятилетий в Бастилию за пасквильные стишки попадает Вольтер, где в общении с охранниками и прислугой и узнает историю загадочного узника. Собрав по крупицам воспоминания свидетелей, друзей свидетелей, друзей друзей свидетелей, именно Вольтер первым запускает версию-легенду о таинственном брате-близнице короля Луи XIV, которую 
в сознании ширнармасс окончательно закрепил Александр Дюма. Но идея Вольтера, хоть и стала популярной, однако, не остановила потока желающих поскрываться за железной маской. Ученые - историки, исследователи, да и просто сплетники прятали под маску любого мало-мальски значительного перонажа того времни, о смерти которого нельзя сказать ничего вразумительного. Вот список лиц, отождествляемых с Железной Маской. Всего 51 позиция. Но оставим в покое эти исследования, гугл совершенно свободен для желающих углубиться в тему самостоятельно.
 У меня же традиционно про кино. По вполне понятным художественно-драматическим причинам на экране закрепилась версия о королевском близнеце от Дюма старшего. Проследим за эволюцией самой железной маски.

  Первые экранизации La maschera di ferro (1909, итальянский немой фильм) и Der Mann mit der eisernen Maske (1923, немецкий немой фильм) канули в лету и пока оттуда не всплывали.
  Частично-звуковой американский фильм "The Iron Mask" (1929) лично для меня в перую очередь цене присутствием Дугласа Фэрбенкса, самого любимого Д'Артаньяна немого кинематографа. Маска на узнике вполне себе гуманная, ну насколько вообще можно говорить о гуманности в этом случае (не забываем, что реальный узник все ж таки был в бархатной маске): с открытыми ушами и откидывающимся забралом для приема пищи.


 Короткометражка The Face Behind the Mask (1938) от Жак Турнье, вписавшего свою лепту в мировой кинематограф 40-х созданием ряда знаковых науров и фильмов ужасов. Примечателен тем, что за 10 минут озвучивает три наиболее популярные версии о личности тайного узника: брат-близнец короля, аферист международного масшатба граф Эрколи Антонио Маттиоли и суперинтендант (по-нашему министр финансов) Николя Фуке, попавший в опалу за казнокрадство в особо крупных размерах.
 Несмотря на то, что в камере присутствует стол с яствами, у меня очень большие сомнения, что конструкция маски позволяет это сделать: глухие заклепки и отсутсвие повортных механизмов. Слуховые отверстия и вовсе!


  Американский полнометражный фильм The Man in the Iron Mask (1939) впервые представляет братьев в кадре одновременно. Добротный переклад истории Дюма и отличная игра Луиса Хэйуорда, популярного актера фильмов приключенческого жанра 40-х. Шлемик, или его эскиз, видимо, позаимствовали у предыдущего фильма. В конце злой Луи погибает, а на троне под его именем воцаряется условно хороший Филипп.


  Франко-итальянский фильм Le viconte de Bragelonne (1954) своим назвнием говорит о том, что тут солирует Рауль де Бражелон в исполнении Жоржа Маршаля, который наряду с Жаном Марэ был популярным актером фильмов "плаща и шпаги". История маски тут идет эпизодично представлением короля его брату - близнецу. Переворота не случилось, только похищение короля, Рауль де Бражелон всех раскидал своей острой шпагой и триумфально вернул короля в Париж. За непрекращающимся звоном шпаг и топотом копыт осталось неизвестным куда делся брат в маске.


   От итальянского фильма Il prigioniero del re (1954) в сети только афиша и пара кадров на фотостоке. Так что о ценности фильма сказать нечего, кроме того, что шлемик вполне себе удобный. Можно представлять себя круглосуточно рыцарем на турнире.


  Саша Гитри в одном из своих роскошных фильмов по истории Франции Si Paris nous etait conte (1956) в рассказе о Бастилии эпизодически обозначил таинственного сидельца в черной бархатной маске, которого "для большей таинственности стали называть человеком в железной маске" )). Никаких версий о том, кто это мог быть не выдвигается.


  Итало - французский фильм Le Masque de fer (1962) дарит зрителю роскошные костюмы, Жана Марэ в роли Д'Артаньяна, вполне себе гуманную маску узника и хэппиенд для всех персонажей. Луи возвращается на трон, его брат-близнец убегает со своей тайной женой, а место узника в маске на полном гособеспечании с превеликой радостью занимает жулик Ластремо, ранее спасенный от казни самозванцем. 


  Немного экзотики. Гонконгский The King with My Face (1967) хоть и переложен полностью на свой лад и свои традиции, но тем не менее это все та же узнаваемая маска от Дюма, с королем - самодуром и добропорядочным братом - близнецом, который в конце концов и остался на троне после переворота и самоликвидации тиранушки.


Чудесен шлемик своимии мощными заклепками, отсутствием переносья и отвертстия "куда кушать". Непонятно для каких целей подбородочная "жаберная" пластина. Явно не для того, чтобы там свободно борода прорастала))


 Британский телесериал The Man in the Iron Mask (1968) тоже пока болтается в неведении, а может и утрачен безвозвратно.
 Французы к своей классике всяко-разно бережнее относятся и первая полная адптация трилогии Дюма - сериал D'Artagnan (1969-70) - доступен зрителю и канонично заканчивается историей Железной Маски. Кроме того, что сериал снят Клодом Бармой, главным адаптатором классики на французском телевидении 50-70-х, больше и сказать нечего. Хоть и по канону, но без искры. Зато в такой маске подобородок не отвиснет, можно использовать в косметологических целях.


  Рискую получить по шапке от нелюбителей Ричарда Чемберлена (хе-хе, это про вас, кому он опорочил святой лик падре де Брикассара), но из песни слов не выкинуть. Его Луи, равно как и Филипп, в британо - американской The Man in the Iron Mask (1977) самый мой любимый. Он прекрасен каждой деталью одежды, каждым взглядом, каждым полутоном. Гламурен и манерен, как это и должно быть. Жаль, что часто зрители, точнее зрительницы, фыркают, отождествляя его образ с образом реального короля Луи XIV. Аллё! Здесь Чемберлен в роли Луи - литературного персонажа, а не исторического деятеля. Почувствуйте разницу.
 То, что должно быть железной маской уже модифицировалось до водолазного шлема, только что без стеклышек.


  А как танцует этот Король - Солнце! Тонна высокомерия и сверкающий пистец! Но об отраженном в фильмах пристрастии Луи XIV к танцам как-нибудь потом отдельно. Финал фильма дарует самозванцу трон и признание своей супругой Марией - Терезой, отлично понимающей, что "царь-то ненастоящий", но её всё устраивает.


 Понимаю, почему создатели совместного австро-западногерманского фильма The Fifth Musketeer (1979) назвали его так, а не иначе. В противном случае, оставляя аутентичное название, им пришлось бы поменять его на Человека в Железном Жбане. Бо как то, что носит на своей голове герой Бо Бриджеса вообще не поддается никакому описанию))  


   Это железная маска - фаворит нашенй семье по количеству радости доставляемой своим дизайном. Особенно впечатляет подмышечный обруч. Наверное, чтобы узник не мог снять эту шапочку. К чему было городить огород - вопрос риторический). Дополнительной клубнички доставляют исполнительницы главных ролей Урсула Андерс и Сильвия Кристель, и, следовательно, Лавальер и испанская инфанта добрую часть экранного времени щеголяют нагишом. Фильм считается ремейком фильма 1939 года, поэтому Луи погибает, на трон восходит признанный матушкой Анной Австрийской (внимание: постриженной в монахини!) брат его Филипп. 


 Восьмидесятые отстреливаются двумя мультипликационными адаптациями: The Man in the Iron Mask (1985, Австралия) и японская Three Musketeers (1987, Япония). 
  Второй (и последней на сегодняшний день) полной экранизацией трилогии Дюма являются родные фильмы Юнгвальд-Хилькевича. Финальная часть Тайна королевы Анны, или Мушкетеры 30 лет спустя (1993) касательно была уже затронута здесь. На полноценную железную маску тратиться на стали. В первом случае, при низвержении короля, использовали карнавальную маску из фольги, а в финале, когда король требует надеть на Филиппа маску используется карнавальная бархатная, которую Луи - Харатьян тут же требует заменить навсегда железной.


  Несмотря на множество критики из-за расхождений с первоисточником в адрес британого - американского фильма The Man in the Iron Mask (1998), он все равно остается одним из любимых. Лео замечательно удались образы обеих персонажей: жесткого и истеричного Луи и мямли Филиппа, которые в конечном итоге не очень-то сильно и отличаются друг от друга. Достаточно вспомнить с каким выражением лица Филипп распорядился судьбой брата - короля. Народ негодует и бьется в истерике из-за "непохожести" литературного персонажа на экране с реальным Луи XIV. Ди Каприо огребает Оскара Золотую Малину за роль близнецов. Набор мушкетеров эпичен актерским составом: Бирн, Айронс, Депардье, Малкович. Маска анатомична и ужасающа своей точной подгонкой по черепу.


Да, я пристрастна. Пусть и этот Луи потанцует.


  На фоне голливудского блокбастера остался совершенно незамеченным еще один фильм того же года The Man in the Iron Mask, так же известный как The Mask of Dumas (1998). Фильм снят независимой компанией. Независимой от всего: от бюджета, от актрской игры и от какой-либо художественной ценности. Феерична железная маска для гидроцефала с нелепыми анатомическими деталями. Для чего этот нос? Впрочем, полезность и практичность прорезей для глаз и рта тоже весьма сомнительна. Могла бы даже занять первое место в моем антирейтинге, если бы не трепетно любимый Железный Жбан. 


  Новое тысячелетие пока Железной Маской не отмечено. Кроме ... Нет, ну вы же понимаете, что я не могу пройти мимо ЭТОЙ Железной Маски. Железной Маски, стоимостью в Олимпийское Золото.

Комментариев нет: