После возвращения Пандавов в Хастинапур вполне ожидаемо случился кризис престолонаследия. Имеется Дурьодхана, страстно желающий трона отца и таки объявленный наследником престола, и внезапно "воскресшие" Пандавы, старший из которых Юдхиштхира официально получил этот титул раньше. И как ни кручинились старшие рода и прочие мудрые гуру, но царство Куру пришлось разделить. Пандавам, конечно, достались отстойные территории в Кхандавапрастхе, где они, пожегши леса и кучу змеиков, с помощью Кришны и прочей магии воздвигли несравненную Индрапрастху. И устремились в сей град благословенный "многочисленные брахманы, глубоко изучившие все веды и владеющие всеми языками, желая поселиться там. Также со всех сторон туда стали приходить множество торговцев в надежде обогатиться. И многие люди, хорошо владеющие различными искусствами, прибывали туда, чтобы начать там жить".
Кришна убеждает братьев Пандавов, что им необходимо провести роскошную Раджасуя – ягью и тем самым утвердить свое могущество на землях всей Бхараты. На церемонию жертвоприношения во дворец иллюзий собираются правители окрестных государств.
Делегация Хастинапура в неизменном составе: Дурьодхана, Карна, Душасана и дядюшка Шакуни. Количество и впечатляющие размеры грибов в окрестностях Индрапрастхи должны были бы насторожить Кауравов. Но по порядку.
Особое почтение на ягье оказывают деду Бхишме и матери Пандавов Кунти, чей приезд в Индрапрастху был таким долгожданным. И снова, обнимая своих пятерых детей, матушка Кунти с тоской смотрит на сына старшего ― Карну. В очередной раз порицаю Кунти за молчание. Но, тогда это была бы другая Махабхарата. Или вообще не было бы.
Присутствует там и Шишупала, двоюродный брат Кришны, ненавидящий его всем сердцем.
Шишупала родился с тремя глазами и четырьмя руками. Его родители собирались выкинуть уродца из дома, но были предостережены небесным голосом не делать этого. Им было предсказано, что "лишние" руки и глаза исчезнут, когда некто возьмёт Шишупалу на свои колени, и что он, в конце концов, умрёт в руках этой самой личности. Все правители явились, чтобы увидеть чудесного ребёнка. Отец Шишупалы клал ребёнка на колени каждого пришедшего царя, но "излишки" исчезли лишь тогда, когда Шишупалу на руки взял кузен Кришна. С детства Шишупала затаил на Кришну, что тот лишил его исключительности. А позже еще и невесту умыкнул практически из–под венца. Хо, люди и за меньшее становятся врагами. Но Кришна был связан обязательством перед своей теткой Шрутадеви, что он простит двоюродного брата Шишупалу сто раз, прежде чем решится убить его.
В завершение церемонии взошедший на трон император Юдхиштхира должен выбрать возвышенную личность, под покровительством которой он будет править. Юдхиштхира предлагает этот титул Кришне, вызвав тем самым всплеск ненависти Шишупалы. Шишупала оскорбляет все собрание, отпуская самые низкие шутки в адрес Васудевы, деда Бхишмы, новоиспеченного императора Юдхиштхиры и его супруги Драупади. Когда число оскорблений превышает сто, Кришна выпускает Сударшана–чакру.
Замечательно отыгранный эмоциональный эпизод. Пожалуй, самое интересное, что случилось на этой раджасуе–ягье. Вошедший в раж Шишупала совершенно не реагирует на напоминания Кришны о конечности своего обещания, и только еще больше распаляется. А Кришна считает, просто считает, реагируя на унижения едва уловимой улыбкой. Прости, Шишупала, game over!
Смерть Шишупалы оказывает сильное впечатление на Дурьодхану, он тут же выступает против Кришны и вызывает его на поединок. Нарушено строжайшее табу – поднятие оружия в зале собрания. Но даже совершенно мягкое наказание за этот проступок – сдача оружия – для кшатрия равносильно смерти.
Покидая собрание, униженный Дурьодхана попадается в одну из ловушек мистического дворца и проваливается в воду. Такой позор ювраджу Хастинапура тяжело пережить. Тут сценаристы решили избежать традиционной трактовки событий и слова о том, что "сын слепого и сам слепой" произносит не Панчали, а её служанка. Штааа?!!! Понятно, таким образом решили избежать уже укоренившегося мифа, что, мол, Панчали ничего такого не говорила. И пусть бы не говорила. Но – какая-то даси, стоя за плечом императрицы и в присутствии императора, смеет оскорблять ювраджа! И при том не получает ни от кого замечаний. Ну, перемудрили сверх меры. Этот эпизод во всех трактовках всегда выглядит унизительным. Вот никогда не понимала этих чудесатостей пандавского Дворца иллюзий. Для чего ковры маскировать под воду, а воду под ковры? А теперь еще и служанки самого дхармичного императора беспардонно оскорбляют наследных принцев соседних государств.
Гнев Дурьодханы так силен, что, поначалу, он решает сжечь себя. Но, поддавшись на уговоры своего отца и друга Карны, любимый сын Дхритараштры решает направить весь свой гнев на то, чтобы унизить своих обидчиков.
С этого момента Курукшетра становится уже практически неизбежной, даже несмотря на еще ряд событий и годы изгнаний Пандавов; колесо покатилось, обратно не вернуть.
А в ближайшее время ―самая честная игра в кости и бесконечное сари Драупади.
Комментариев нет:
Отправить комментарий