пятница, 2 октября 2015 г.

Династия Юнчжэна / Yong Zheng wang chao (1997)



Original title: 雍正王朝
English title: Yongzheng Dynasty
Episodes: 44

  В определенной степени это даже неловко сравнивать сериалы схожей тематики, но разделенные 20-ю годами между съемками. И причина вовсе не в том, как может показаться, что мол "старое устарело". Напротив, сериал Династия Юнчжэна 1997 года относится к той категории, что принято называть классикой. А классика, как известно, не стареет. Сложность в том, что так или иначе историю внутридворцовой борьбы за трон между сыновьями Канси мы уже видели в более современных сериалах а‒ля Дворец и Поразительное на каждом шагу. Дальнейшее правление победителя гонки 4-го принца Иньчжэня, но уже в качестве императора Юнчжэна, опосредовано отображено в сериале Легенда о Чжэнь Хуань. Но есть одно "но", которое вносит существенное различие между старой и новыми экранизациями ‒ отстутствие доминирующей гаремной тематики, где основные внешние и внутренние политические события являются всего лишь фоном для интриг наложниц в борьбе за место под солнцем. Хо, только не надо думать, что в Династии Юнчжэна нет мест интригам. Во дворце как во дворце!
 Сериал примерно охватывает историю Китая с 1705 г. (около 15 лет до вступления Юнчжэна на престол) и до смерти Юнчжэна в 1735 г. О чем же он? О верности и предательстве, братоубийстве, проведении реформ, политической коррупции и централизации власти. Порядка доброй трети сюжета вращается вокруг борьбы среди талантливых и амбициозных сыновей императора Канси за наследование престола своего отца. В общем, всё что уже видено‒перевидено в вышеозначенных сериалах, что повторяться в подробностях нет смысла.
 Следует отметить, что несмотря на ряд незначительных расхождений этот сериал довольно близок к исторической правде. Здесь нет спекуляций по поводу якобы подлога завещания Канси и узурпации власти Юнчжэном, нет спекуляций по поводу причины смерти самого Юнчжэна якобы отравленного одной из наложниц из мести за уничтожение семьи. Эта серия имеет довольно свежий подход к жизни императора Юнчжэна. Он показан авторитарным, но чрезвычайно эффективным и трудолюбивым монархом, заботящимся о процветании страны. С помощью любимого брата, 13-го князя Инсяна, способных генералов, как Нянь Гэн Яо, и его верных министров Тянь Вэнь Цзина и Ли Вэя, Юнчжэну удалось стабилизировать финансовую ситуацию в стране, которая находилась в кризисе при его интронизации. Его правление продолжалось всего 13 лет, и когда он умер, оставив престол своему наследник Хунли (будущий император Цяньлун), в конце серии отмечается, что казна увеличилась более, чем в два раза, что, вероятно, было самым большим достижением Юнчжэна на благо страны. В сериале отражено правление Юнчжэна, как он вел и выигрывал (не всегда) войны, улучшал систему администрирования, наказывал за взяточничество, разработал надежную систему оглашения завещания о наследовании трона, снимал ограничения на занятие китайцами ответственных постов в верхнем эшелоне власти. Естественно, большинство из действий императора вызывали крайнее раздражение маньчжурской аристократии.
  Если судить по сериалу, Юнчжэн должен считаться самым нелюбимым императором, но самым успешным администратором среди трех величайших правителей династии Цин (Канси, Юнчжэн, Цяньлун).
  В общем, "было у отца три сына". Не три, конечно, было их гораааздо больше. Даже учитывая тот факт, что большинство императорских детей умирали молодыми от болезней, и то официально считается, что у Канси было 24 сына и 12 дочерей. Ого! Благо, что не все 24 участвовали в тронной гонке).
 Как там дальше ....  Старший ‒ умный был детина. Насчет того, умный или не очень, судить зрителю, но в сериале (да и реальной истории) 1-го принца Иньши так и называли Старший брат. Потому что первый он только по рождению, но не по статусу. Матушка его была низкоранговая наложница, а посему на престол претендовать с таким бэкграундом весьма непросто. 2-й принц Иньжэн рожден от императрицы, посему его статус кронпринца практически с рождения не вызывал никаких сомнений с точки зрения традиций и закона. Но вот личностные характеристики и закулисная борьба привели к тому, что статуса этого он был лишен. Тут как раз и "отличился" Старший брат, под опеку которого был передан разжалованный кронпринц. 1-й принц Иньши вознамерился стать наследником и пытался убедить отца казнить Иньжэна, но вместо этого вызвал лишь неудовольствие Канси. Далее 3-й принц Иньчжи обвиняет 1-го принца Иньши в использовании колдовства против Иньжэна, чтобы избавиться от него. Император разъярён, он лишает старшего принца его великокняжеского титула и сажает под домашний арест. А Иньжэну возвращается титул наследного принца. Правда, ненадолго. За последующие три года поведение кронпринца только ухудшилось, Канси начал считать, что он безумен. И Иньжэн был вновь лишен титула и помещен под стражу. 3-й принц Иньчжи слыл знатоком литературы, изучал науки, был искусным каллиграфом и больше в тронных разборках не отсвечивал. Что, впрочем, не спасло его от отдаления от двора при приходе к власти Юнчжэна. Причиной тому ‒ особая близость и дружеское расположение к бывшему кронпринцу.


   К слову, возвращение титула кронпринца Иньжэну произошло при активной поддержке 4-го и 13-го братьев. 4-й принц Иньчжэнь (будущий император Юнчжэн) вообще всегда проявляет видимую благосклонность к кронпринцу, старается дистанцироваться от нападок на того со стороны братьев, занимает выжидательную позицию. Однако, это не помешало 4-му принцу представить Иньжэня в весьма невыгодном свете (доказательно) во время коррупционного скандала, который стал, наряду с заговором против Канси, последней каплей в терпении императора.



  Кроме того, после окончательного лишения Иньжэна статуса, император Канси заявил, что больше не будет назначать кронпринца, а поместит своё завещание в ящике во дворце Небесной Чистоты, который должен быть вскрыт после его смерти. Пару слов о легенде по поводу этого завещания. Считается, что 4-й принц исправил завещание отца, заменив иероглифы 14 на 4. Для этого нужно было только подставить в иероглифы 14 всего одну черту. По некоторым данным, Иньчжэнь за несколько месяце договаривался с Лун Ке До о военном захвате власти в случае смерти отца. Однако легенда о изменении завещания не выглядит убедительной. Иероглиф, на который слово "четырнадцатый" было легко заменить, нечасто использовался в империи Цин. В официальных документах для обозначения слова "четвёртый" использовался другой иероглиф, на который слово "четырнадцатый" заменить нельзя. Кроме того, официальные документы династии Цин составлялись как на китайском, так и на маньчжурском языке, слова которого было заменить также невозможно.
   Цзяо Хуан, ах, какой Канси! Неудивительно, что за исполнение этой роли он выиграл номинации лучшего актера и лучшего актера поддержки.


  И если для 4-го принца разжалование Иньжэна прошло по касательной (помним о его мудрой выжидательной позиции), то более искренний и открытый 13-й принц Иньсян также был помещен под домашний арест, как сторонник Иньжэна. Мать 13-го принца умерла, когда тот был подростком, и его под опеку взяла родная мать 4-го и 14-го братьев. Сдружившись с детства с Иньчжэнем, Иньсян стал наиболее преданным его соратником, как в бытность принцем, так и по восшествии 4-го брата на престол. 


  Несмотря на плохое здоровье, он неустанно помогал императору в управлении государством. Юнчжэн, впрочем, высоко ценил такую преданность брата. В первый же год правления император даровал Иньсяну титул принца И первого ранга и сделал его принцем железной шапки, то есть титул принца передавался его наследникам. 


   Таким образом, оставив должность кронпринца вакантной, Канси еще больше спровоцировал "гонку за трон", в которой как раз 4-й принц и не рассматривался серьёзным игроком. Другое дело ‒ 8-й принц Иньсы, имеющий за своими плечами поддержку в лице 9-го, 10-го, 14-го принцев и ряда чиновников (т.н. "партия наследного принца"). Иньсы вполне серьезно рассматривался в качестве кандидатуры кронпринца. После повторного и окончательного лишения 2-го принца титула кронпринца, чиновники стали еще активнее давить на Канси с целью продвижения 8-го принца. Чем вызвали только раздражение императора, который был зол на Иньсы за излишнее позерство и опасался его возрастающего влияния.  Иньсы также был лишен всех титулов и привилегий, но смог вернуть их через несколько лет. После впадения в немилость, 8-й принц направляет свое влияние в поддержку 14-го принца Иньти, которого к тому времени стали рассматривать при дворе, как потенциального кандидата на трон. 
  В сериале для пущего драматического эффекта излишне переоценен образ 8-го принца Иньсы в качестве злодея, ему приписан гораздо больший контроль за ситуацией и в организации заговоров, чем было на самом деле. В реальной истории Иньсы не предлагал Регентство восьмого князя и не обвинял Иньчжэня в восшествии на трон при помощи подконтрольных военных в столице. Кроме того, не было никакого "дворцового переворота", во главе которого якобы стоял Иньсы, весь этот эпизод абсолютно вымышленный, равно как и участники ‒ чиновники не являются историческими персонами.
 Братья ‒ "заговорщики": мудрый и основательный 8-й принц Иньсы и вечные подстрекатели простоватый 9-й принц Иньтан и эмоциональный 10-й принц Инье.


   После восшествия на трон Юнчжэна Иньсы был назначен одним из четырёх советников императора и получил титул принца Лян первого ранга. Однако, будучи серьёзным соперником в борьбе за трон отца, он вызывал недоверие и подозрения императора. 8-й принц старается использовать своё положение, чтобы манипулировать ошибками Юнчжэна, внешне выказывая полную поддержку. Иньсы вызывает вал критики со стороны Юнчжэна за неисполнение своих обязанностей должным образом. А вскоре полностью теряет благосклонность императора и становится мишенью сфабрикованных обвинений в политической некомпетентности и заговоре. 8-й принц был исключен из императорской семьи и отправлен в тюрьму, а его имя было изменено на Ачина, что в переводе с маньчжурского значит "свинья". Такая же участь постигла и 9-го принца, только что имя получил другое ‒ Сэйсыхэй ("собака").
  А что поделать, судьба сильных политических противников во все времена была непростой.
Справедливости ради надо отметить, что во времена Цяньлуна все репрессированные Юнчжэном великие князья были восстановлены в своих правах. Большинство, правда, уже посмертно.


  Вот тут как раз и вовремя вспомнить о современных сериалах, посвященных тому периоду. Для постоянного зрителя становится очевидным ревизионистский подход в отношении 8-го принца. Без разницы, будь то фантазийная (с переносами во времени) драма Дворец, где все принцы этакие дурашливые молодые юнцы, которым только самое время за юбками бегать, а им по сценарию еще и положено задачи госважности решать, или же не менее фантазийная, но чуть более серьезная в плане показа политической борьбы Поразительное на каждом шагу. Без излишней демонизации 4-го принца Иньчжэна выводят образ 8-го принца более трагическим в силу обстоятельств. Ну да, двум тиграм на одном стуле никак не усидеть. А всю остроту конфликта борьбы за власть переводят в русло борьбы за сердце Прекрасной Дамы.

Но вернемся к Династии Юнчжэна. Король умер. Да здравствует король! 


  Пару слов о непростых отношениях полнокровных братьев 4-го и 14-го принцев. Будучи успешным военачальником, даже при поражении, Иньти испытывал покровительство и симпатию со стороны своего отца, императора Канси. А после того, как ему было доверено командование трёхсоттысячной армии в походе на Тибет против джунгар, многие сочли это признаком того, что Иньти будет наследником престола. В самый разгар операции Иньти получает известие, что его отец умер, а его вызывают в столицу. Слухи, наводнившие дворец и породившие легенду о подлоге завещания с 14 на 4, и стали камнем преткновения между родными братьями. Свежеиспеченный император вполне объективно видел в Иньти угрозу и поместил его под домашний арест с последующим понижением рангов, вплоть до полного лишения титулов. В связи с Иньти в сериале допущен ряд временных анахронизмов, особенно связанных с общением сыновей с матерью, вдовствующей императрицей Сяогунжэнь. Противостояние между братьями было усилено фиктивной романтической линией Цяо Инь Ди, в которую влюблены оба брата.


  Про женские персонажи уже было отмечено выше, что они хоть и имеются в кадре, но они отнюдь не главенствующие и не проводят дни и ночи в борьбе за императора или очередного принца. Дамы в сериале, что императрицы (вдовствующая и действующая), что наложницы принцев, все в одиночном экземпляре и без каких‒либо амбиций. Они просто фон для серьезных мужских разборок. Лишь только 4-й принц показан в быту с главной женой и вступающий в следующий брак с личной горничной супруги Нянь Цю Юэ. Потому что из песни слов не выкинуть и одна из наложниц должна быть сестрой генерала Нянь Гэн Яо, талантливого полководца, приверженца будущего императора Юнчжэна. Не знаю, насколько это исторично, что девица из родовитой дворянской семьи была в услужении и порой выполняла грязную работу.


  И не вышепчешь насколько этот образ любимой наложницы из семьи Нянь отличается от аналогичного в сериале Легенда о Чжэнь Хуань. Тиха, скромна, глаза долу, трагически умирающая на руках Юнчжэна. Да разве можно хоть как‒то заподозрить, что она и блистательная стерва Хуа Фэй Фэй имеют один и тот же исторический прототип!  

 Цзян Синь в роли Нянь Ши Лань. "Легенда о Чжэнь Хуань".

  И, раз уж упомянула вскользь о генерале Нянь Гэн Яо, стоит отдельно отметить его и чиновника администрации Ли Вэя, одних из наиболее преданных последователей Юнчжэна. Тут сценаристы немного сшельмовали от исторической правды, показав их возвышение исключительно протекцией и благоволением 4-го принца. Это не совсем так. Ли Вэй уже служил в одном из бухгалтерских департаментов при Канси и, конечно же, не мог быть личным слугой в доме 4-го принца. Небольшие  изменения, не соответствующие истории, по поводу назначений на губернаторства, но не суть важно. Главное, что именно Ли Вэй был проводником и исполнителем радикальной реформы Юнчжэна по налогообложению, о чем в сериале как раз подробно показано. Нянь Гэн Яо ‒ талантливый генерал, создавший незыблемость северо‒западных границ империи Цин. Но, как это часто случается с лидерами подобного уровня, да еще и обладающим беспрекословным послушанием армии, со временем они начинают вызывать зависть и раздражать придворных чинуш. Тут уже дело техники начать капать на мозги императору, тем более повод был: генерал состоял в тайной переписке с 14-м принцем Иньти. А Юнчжэн, как мы понимаем, вообще был одержим заговорами и беспощаден даже к малейшему намеку на соперничество. Резать к чертовой матери, не дожидаясь перитонитов! ©


   Что еще следует ожидать от сериала. Красивая динамичная открывающая песня, отличная актерская игра, политические интриги, трудолюбивый и преданный Юнчжэн, куча мужчин в главных ролях (увы, не таких симпатичных и привычных, как в более современных сериалах; но это даже лучше, чисто визуальное обожание актеров не отвлекает от сюжета)), логичный (!) сюжет. Кроме борьбы за трон очень много внимания уделено административной работе, решению текущих проблем империи. А проблем всегда хватает: то стихийные бедствия, то мятеж, то война, то еще что. Сюжет предполагает довольно длительные обсуждения политических вопросов, которые могут стать исключающим фактором для зрителей, ищущих чистое развлечение. На мой взгляд, основа была сделана с большим вкусом и знанием истории, и это как раз то, что делает сериал Династия Юнчжэна уникальным.
  Внутренние и наружные места съемок, декорации, наполнение интерьеров казалось бы такими незначительными мелочами, но это всё как раз и отличает большую тщательную работу по воссозданию эпохи от глянцевой картинки "по мотивам". Обожаю все эти дворцовые проходы‒переходы с полустершейся краской, лужицами некстати, покосившимися дверными проемами. И да, погода! Вот сразу видно, что сериал снимался основательно: лето в нем выглядит летом, осень туманная осенью, а зима реальной зимой, со снегом и льдом. Никаких дурацких искусственных цветущих круглогодично слив или же героев, разгуливающих летом в отороченной мехом зимней одежде.


  И в качестве финального аккорда ‒ Тан Гоцян, исполнитель главной роли императора Юнчжэна. Я не знаю, как можно оценить его игру, не срываясь в чрезмерную прельстивость. Он великолепный Актер и этим уже все сказано. Пожалуй, КПК со мной согласно в оценке его профессионального мастерства, раз уж второе десятилетие именно Тан Гоцян является штатным исполнителем роли Мао. Понимаем, абы кому такую роль не доверят ;)


  Помню свои первые ощущения при начале просмотра Легенды о Чжэнь Хуань. После относительно молодо выглядящих Микки Хэ и Никки Ву (этот и вовсе будто полжизни в холодильнике проводит), долго не могла привыкнуть к возрастному Чэнь Цзяньбиню (мой самый любимый сериальный Цао Цао; почему сериальный, потому что есть еще и киноформатный Чжан Фэнъи). Зато теперь вообще не представляю Юнчжэна кем‒либо другим, кроме Чэнь Цзяньбиня и Тан Гоцяна. 

Комментариев нет: