суббота, 21 апреля 2018 г.

Чёрный принц / The Black Prince [2017]


    Понятное дело, что прошлогодний 70-летний юбилей получения Индией независимости от британской короны не мог остаться вне зоны внимания мирового кинематографа. Британцы отметитились аж двумя фильмами - Дом вице-короля и Виктория и Абдул. Фильмы вышли крайне стерильными, скучными (за исключением нескольких моментов, коих с двух фильмов можно по пальцам пересчитать) и весьма комплиментарными к Британскому правлению (British Raj). Без нажима, но весьма четко продавливалась мысль, что Бритиш Радж был благом для индийцев, что во времена Виктории, что позже. И в кровавой резне при Разделе виноваты в большей степени сами индийцы (хинду и мусульмане), не желающие идти на уступки, ну и ладно, так и быть, пара лондонских лордов, проведших линию раздела по сердцу Пенджаба без учета этнического единства народа. И вот пока я прекидывала черновик из стороны в сторону, думая в какую форму мне облачить рассказы об этих фильмах (по взаимоотношениям Виктории и Абдула есть довольно интересная информация во воспоминаниях нашего вел.князя Александра Михайловича (Сандро)), в поле зрения попал еще один фильм, приуроченный к вышеозвученной теме. Снятый этническим индийцем Кави Разом, который родился в Пенджабе, вырос в Лондоне и сделал карьеру в Голливуде, фильм Черный принц не лишен недостатков политкорректности, но он на голову превосходит оба британских фильма.

  В центре истории - судьба махараджи Далипа Сингха, последнего правителя свободного Пенджаба, аннексированного британцами. История независимого Пенджаба к тому времени составляла не так много лет, но отмечена многими славными делами. Отец Далипа - махараджа Ранджит Сингх, более известный как Лев Пенджаба - на обломках могольской империи создал свою империю, независимое государство сикхов. Период его правления считается "золотым веком" в истории Пенджаба. Империя Сингха была светской; на высокие посты люди назначались независимо от вероисповедания и происхождения, включая европейцев (но исключая британцев). Пенджаб был в это время очень крепким орешком, о который британцы так и не рискнули обломать свои зубы. Но все люди смертны, даже самые великие. В 1849 году в стране разразился престолонаследный кризис, в котором старшие сыновья едва усопшего махараджи начали отчаянно истреблять друг друга, ослабляя центральную власть, к вящей радости всё тех же британцев. В конце концов, через четыре года после смерти Льва Пенджаба, в пятилетнем возрасте на трон был возведен оставшийся в живых его младший сын Далип под регенством матери Джинд Каур. На момент восшествия на престол Далипа Сингха сикхское государство находилось в состоянии глубочайшего кризиса и всё более подпадало под влияние британской Ост-Индской Компании. Далее события развивались с калейдоскопической скоростью. Первая агло-сикхская война и признание английского протектората, а последовавшее восстание в Мултане закончилось разгромом мятежников британцами и аннексией Пенджаба. Далип Сингх в 11 лет под нажимом отрекается от власти в пользу Ост-Индской Компании, а заодно британцам в качестве дополнительной компенсации достается и алмаз Кохинур, ставший главной драгоценностью британской короны. После отречения Далипа Сингха не заточают, но перевозят в отдаленную крепость, где обучают жадного до знаний мальчика на британский манер. В 14 лет обрядом крещения он принимает христианство.
  Естественное желание о продолжени образования встречается британцами на ура, и разжалованный юный махараджа отправляется в Британию, где продлжается его "перевоспитание". Подальше от корней, подальше от желающих использовать махараджу на щите освободительных мятежей. Встреча с матерью, с которой Далип пробыл в разлуке более 13 лет, многое меняет в его мировоззрении. В 1870-х годах Далип Сингх пытается добиться возвращения конфискованного в 1849 году, а позднее и отмены аннексии Пенджаба. В 1886-м при попытке вернуться в Индию, он задерживается британскими властями. Махараджа пишет воззвания, обращенные к сикхской общине и к индийским князьям. В них он объявляет о "возврате к вере предков" (перешел в сикхизм) и призывает к вооружённому восстанию против англичан. После открытого разрыва с британской властью Далип Сингх переезжает в Париж. Тут начинается довольно интересный этап, свзанный с Россией. В Париже Далип Сингх обращается в российское посольство с предложением организовать вторжение в Пенджаб русской армии. Махараджа отчаянно утверждает, что сикхи при первой возможности поднимут восстание против англичан. Но, видимо, российские дипломаты были лучше информированы об истинном положении вещей и скептически отнеслись к этой авантюре. По приглашению главреда Москвовских ведомостей Михаила Каткова, Далип Сингх прибывает в Москву в надежде на встречу с императором. В письме к Александру III, он называет себя признанным правителем Пенджаба и гарантирует для России "лёгкий захват Индии". Но, в имперской столице понимание несостоятельности притязаний Далипа было еще больше, чем у дипломатов, и посему, полтора года спустя Далип Сингх возвращается в Париж, не получив русских штыков. Через год с небольшим с ним случается инсульт, и летом того же года он получает известие о прощении королевой Викторией. До повторного инсульта, остановившего жизнь последнего махараджи Пенджаба, он успел съездить в Англию навестить детей и последний раз встретиться с Викторией.
   Как и любой байопик, Черный принц грешит излишней комплиментарностью к главному персонажу. Но тем не менее, образ, созданный и замечательно сыгранный пенджабским певцом Сатиндером Сартаджем, получился думающим, целостным и привлекательным без елейности. Его Далип Сингх проходит путь от молодого повесы, наслаждающегося всеобщим вниманием и любовью до правителя без трона, желающего вернуть свободу своему народу. 
   Роскошная Шабана Азми во второстепенной роли матери Далипа, решительной и мудрой махарани Джинд Каур. Именно она напомнила сыну о том, кем он является на самом деле и чего не мог помнить или получить правильное освещение событий на момент его отречения. Ты не принц, ты - законный махараджа!
   Красивые костюмы, зеленые панорамы, экзотичные индийцы в интерьерах викторианской эпохи, удивительная музыка, прекрасный вокал Сатиндера и главное - стройный сценарий. Что еще нужно любителю пооткрывать новые имена и страницы в истории Индии! Даже если в кино и сама история приукрашена более, чем в половину, она достойна того, чтобы о ней узнали.
   К слову, пенджабские власти до сих пор не отказываются от идеи возвращения праха Далипа Сингха, захороненного в его английском поместье Эльвиден, чтобы уже на родине перезахоронить по сикхским традициям.
 


  Если в кадре махараджа тренируется с мечом на фоне "многоснега", не сомневайтесь,  это - Россия.



 А если кто-нибудь хоть в кино, хоть в реале, чувствует онемение в правой руке, то не сомневайтесь, это - инсульт. Вызывайте срочно неотложку. И это не шутка. А очередное напоминание с моей стороны быть бдительным и не упустить важное время, которое в этом случае исчисляется золотыми минутами.


Комментариев нет: