понедельник, 5 ноября 2018 г.

История любви: Салим и Анаркали / Dastaan-e-mohabbat: Salim-Anarkali [2018]


   Эврика! То есть, нашла! Нашла то, чем буду в виде капсо- и гифкоспама испытывать терпение моих добрых дружочков-читателей не только длинными зимними вечерами, но и прекрасными летними днями. Ибо как показывает практика, индийский сериал - это надолго. Тем более такой прекрасный.
   Вспоминаю, несколько лет назад, когда я только впервые вляпалась в индийское телемыло, порой сожалела, что так мало снимают костюмного. И вот сбылась мечта идиота, студия за студий, канал за каналом, только успевают перекидываться известными историческими персонажами, рассказывая очередную версию их жизни и событий, разводя фактологию художественным вымыслом порой в совершенно немыслимых пропорциях. А если учесть тот факт, что и жанр мифологии переживает новую волну интереса, то по факту у меня физически не хватает времени охватить всё желаемое. Приходится жертвовать. Сначала в горниле всепоглощающей индийской тематики сгорел интерес к корейским сагыкам, потом сия печальная участь постигла и китайский телепром, вот уже второй год не могу довести хотя бы до середины ни один из китсериалов. Хотя китайское мне намного ближе и роднее, не говоря уж о том, насколько их истории интеллектуальнее и сняты профессиональней. Но не отпускает индийская трава! Одно радует, что и среди кучи мыльного синтетического хлама обязательно находится редкая драгоценность. Канеш, не Кох-и-Нур, составлявший предмет славы и гордости Великих Моголов, то тоже вполне себе жемчужина.

   Итак, снова на малом экране Великие Моголы. Несмотря на то, что они "клятые захватчики", чужая инородная власть и всетакоэ, индийский зритель любит сказки про их правление. Ибо массовый индийский зритель не может без сказок про любовь. А где их еще больше, как не при могольском дворе - Акбар и Джодха, Салим и Анаркали, Шахджахан и Мумтаз.
   История Джодхи и Акбара Ашутоша Говарикера десять лет назад потрясла рейтинги киноэкранов, а спустя некоторое время, перейдя по горячим следам в сериальный формат, продолжила победное шествие и по малым экранам. С историей Салима и Анаркали все проще и сложней одновременно. С одной стороны она экранизирована была давно Великий Могол / Mughal-E-Azam [1960], и, казалось бы сама напрашивалась на новое прочтение. Но с другой стороны, дурных нема соперничать с фильмом, всемирно признанным величайшим шедевром и классикой классик индийского кино со звездами - иконами Дилипом Кумаром и Мадхубалой, а сравнения в этом случае будут обязательно.
   Экта Капур, одна из самых успешных варительниц индийского мыла, на волне успеха своей Джодхи и Акбара, когда основная история уже потеряла динамику и начала изрядно провисать, решилась на оживление рейтингов путем развития истории Салима и Анаркали на фоне продолжающейся истории Джодхи и Акбара. Но это была с самого начала хреновая затея и мертворожденный ребенок, ибо и актеры, играющие молодых героев, ни игрой, ни харизмой даже на шаг не приблизились к основному касту, и собственная версия истории оказалась никуда не годной.
   Надо сказать, что и в самом индийском фольклоре ходят две разные истории. Одна из них гласит, что мигрировавшая из Ирана в Лахор дева была любимой наложницей Акбара. Она буквально загипнотизировала Акбара своими песнями и танцами, что император одарил её именем Анаркали (Бутон Граната). Чуть позже шехзаде Салим, сын Акбара и наследник престола, встречает Анаркали во дворце и сиюминутно влюбляется, пораженный её красотой. Анаркали отвечает ему взаимностью и вот уже новости распространяются по дворцу со скоростью лесного пожара. После того, как преданный Акбару евнух подтвердил истинность слухов, взволнованный предательством любимой наложницы император решает её наказать. Для чего принца Салима с особым поручением удаляет из дворца, а для изменницы Анаркали роет погребальный ров.
   Другой вариант истории, экранизированный в "Великом Моголе", изначально предполагает отношения только Салима и Анаркали, которым по этическим и придворно-политическим соображениям никогда не быть вместе. К финалу обе версии сходятся. Акбар в истории остался великим правителем, потому великодушно позволяет бежать Анаркали с матерью с условием никогда не возвращаться к могольскому двору. Для всех остальных Анаркали считается казненной. Это печальная история. Что, в общем-то, не помешало в дальнейшем обзавестить Салиму большим гаремом, нарожать кучу наследников, войти в историю довольно сносным правителем, славившимся своей справедливостью, и чьё имя в качестве императора Джахангира будет связано с именем королевы Нур-Джахан ничуть не меньше, чем с именем Анаркали в его бытность еще шехзаде. Но легенды на то легенды, чтобы добавлять остроты сухим фактам истории; принято считать, что раскол в отношениях между Акбаром и его наследником Салимом, приведший в последние годы правления Акбара к мятежу сына против отца, заложился именно в молодые годы шехзаде, когда Салима разлучили с Анаркали.
   Собственно, вот. Попытка перенести "Великого Могола" на малый экран, и, судя, по первым трем десяткам серий, она вполне успешная и вдохновляющая к дальнейшему просмотру (чего к великому разочарованию нельзя сказать о новой "карнобхарате").
   Дастан-э-Мохаббат выводит индийские костюмно-исторические телешоу совершенно на новый качественный уровень. А так как это всё-таки история любви, а не военно-политических баталий, то смею полагать и нужды в большом количестве компьютерной графики не будет. Этот пункт в индийских сериалах самое слабое звено, которое вызывает даже у меня, на многое закрывающей глаза, стойкое отторжение.
   Как и в большинстве мифологических и исторических телешоу, для придания повествованию большего веса в предопределенности судьбы здесь история тоже начинается с детства героев, когда избежавшая с тётей расправы от нападения на родной город тюркских бандитов юная персиянка Сайфу встречается с Салимом, следующим в составе императорского каравана на поклонение к могиле Хумаюна в современном Афганистане. Ну очень живописные сцены посреди песчаных дюн. Их знакомство начинается с взаимных спасений друг друга, сначала Джодха (а мы знаем по уже утвердившемуся художественному образу об её отличном владении саблей, как и полагается урожденной раджпутке) спасает Салима и Сайфу от бандитов, чтобы на следующий день уже Сайфу смогла спасти Салима от стрелы наемного убийцы к вящей радости императора Акбара, который не только делает Сайфу частью своего окружения, но и дает ей новое имя Анаркали. Имя, под которым она известна в истории по сей день.
   С первых минут появления Акбара на экране сценаристы заботятся, чтобы шахеншах выглядел очень справедливым и храбрым правителем, каким его и запомнила история. Поставлены особые акценты на его замечание о том, что он может прощать грехи, совершаемые против самого себя, но не против Индостана; его религиозная терпимость к иной вере Джодхи и последнее, но не менее важное, его попытка сделать Салима храбрым даже при возможном риске для его жизни. Тут, на мой взгляд, эпизод с тигром совершенно дурацкий, но он ответственен за тезис "загляни смело в глаза своим страхам и победи их". Акбар Шахбааза Кхана прям вот очень Акбар, хотя среди исполнителей этой роли у меня есть разные предпочтения.
   Наряду с другими основными персонажами вводится и Абуль Фазл, великий воин, поэт, автор "Акбарнамэ", один из девяти членов совета "наваратны" (девять драгоценностей), состоявшего из самых приближённых советников императора. Он всегда рядом с Акбаром и пока проявляется как ответственный за безопасность шехзаде. Вот он, по левую руку императора. По правую, само собой, Джодха, одна из главных королев Акбара, которой исторически приписывается влияние на Акбара в рамках развития религиозной толерантности. Детский период героев к моей радости оказался очень коротким, поэтому просто оставлю иллюстрирующую их картинку. Уже отметила, что эпизоды "в песках" визуально выглядят очень красиво. И немаловажно для меня, трепетно относящейся к деталям, весь этот период до прибытия во дворец снят с фильтрами, создающими эффект яркого солнца и песчаной пыли повсюду.



   Пр возвращению царственных паломников во дворец наступает время для знакомства с другим персонажами. Ветеран кино и тв актриса Аруна Ирани сразу выделяется как очень сильная мать Акбара. Ранее известная как Хамида Бано, в этом сериале она величается по титулу Мариам Маккани. Будучи в высшей степени приверженцем традиций и соблюдения строгих придворных правил, она не желает мириться с тем, чтобы простолюдинка Анаркали была приближена к её царственному внуку. Отличный пример "благих намерений, ведущих в ад". Сама того не замечает, что все её интриги со смертельной точностью вредят в первую очередь Салиму.



  Другое дело Рукийя Султан, её планы имеют только одну цель - безмерная власть в своих руках. А этого можно добиться только в случае, когда твой сын будет будущим правителем. Исторически у Рукийи не было своих детей, в сериале она официально является матерью шехзаде Данияла, рожденного наложницей с низким статусом. И именно его прочит на трон. Строит коварные планы как по физическому устранению Салима, так и по его опорочиванию. Увы, исторической Рукийе с художественными образами везет всё меньше и меньше. Начавшаяся в "Джодха и Акбар" тенденция её демонизирования продолжается и в этой истории. Реальная Рукийя Султан Бегум, первая и главная жена Акбара, на протяжении всей жизни пользовалась высоким уважением мужа и высших придворных. Именно она стала посредником в примирении отца с мятежным сыном, когда тот вознамерился отстранить папеньку от власти. Но чего только не сделаешь для большей драмы! Тем более, что интриганка чертовски хороша и решительна. На её стороне так же и вторая супруга Акбара Салима Султан Бегум, полная противоположность прежде созданному образу в ДА. Оставаясь на вторых ролях в тени Рукийи, Салиме тем не менее удается исподволь манипулировать старшей женой. Пока не раскрыта её сущность, и не известно какие цели преследует сама Салима или просто подзуживает из любви к искусству.


   Один из планов опорочивания Салима срабатывает. По наущению Рукийи братцы-шехзаде Даниял и Мурад обманом спаивают Салима и тот в недостойном виде появляется перед отцом. Акбар на расправу скор, Салим отлучен от дворца и отправлен в военный лагерь на воспитание. Ибо, династии нужен достойный правитель, а не праздный никчемный лоботряс. Джодха крайне расстроена расставанием с сыном и пишет ему письмо за письмом, которые до адресата не доходят. Рукийя перехватывает всю корреспонденцию и отправляет Салиму письма только от своего имени. Салим, и так страдающий от несправедливого наказания, растет с обидой на родную мать и будучи уверенным, что только Рукийя Бегум сочувствует его положению. И еще воспоминания об Анаркали, которая за время, проведенное вместе, стала ему единственным и настоящим другом, греют сердце Салима.
   Ура! Дети выросли. Салима призывают к двору для того, чтобы теперь он начал осваивать науку политического управления. Но не тут-то было. Некогда нежный мальчик закалился в боях и огрубел сердцем, нет ничего такого, что ему было бы интересно при дворе, если даже родители долгие годы оставались к нему так жестоки. И только письмо Анаркали смягчает Салима. Он возвращается.
   Салим и Анаркали, естественно, любят друг друга, но не сразу поняли это. Салиму наплевать на статус прислуги Анаркали, ради неё он готов бросить империю к чертям собачьим. Царственная бабка не может позволить сближения Анаркали и будущего правителя, что может стать причиной нового витка напряженности в отношениях Акбара с сыном. Рукийя потирает руки от удовольствия окончательно дискредитировать Салима. И только Джодха страдает за мужа и сына одновременно, да Анаркали, будучи заложницей своего статуса должна попытаться услужить всем, чтобы при этом не лишиться и своей головы.
   Невероятно прекрасные Шахир Шейх и Сонарика Бхадория!  Шахир Шейх был и прекрасным Арджуной в Мхбх-2013, но так как в общем пандавы - не моя плошка риса, то и отношение не такое трепетное. Хотя, отдать должное, благодаря именно ему я начала воспринимать Арджуну гораздо мягче. Но Салим, каков Салим в его исполнении, настоящий могольский шехзаде. Даже в голову не придет сравнивать с Салимом Дилипа Кумара, актеры безусловно разных весовых категорий. Но тот факт, что не возникает и тени скепсиса и желания противопоставлять, работает именно в пользу Шахира. Насколько Сонарика была чертовки хороша в роли воинственной раджкумари Мринал в Притхви Валлабх, настолько и веришь ей в роли "глаза долу" Анаркали. Чудесная пара с потрясающей харизмой и экранной химией. Просто идеальное попадание в образы. Не знаю, насколько сценаристам хватит хорошей травы, но этот тот случай, когда смотреть можно будет только ради актерской игры главной пары.



   Царственные братцы-алконавты снова берутся за старое. Но Салим уже не тот наивный мальчик и дважды на одну и тут же наживку не попадется.



   Зато с горя-тоски и в попытке разобраться в чувствах к Анаркали можно завалиться в опийный притон. Ага, всё с теми же братцами.



  Совершенно непреднамеренная ситуация, когда привыкший в военных сражениях автоматически реагировать на врага за спиной Салим замирает в развороте в нескольких сантиметрах от лица не просто отца, но самого шахеншаха! В присутственном месте! Что говорите, отношения с папенькой наладить?



  Рукийя Бегум в восхищении, как только что сорвавшийся её план по очередному расколу между Акбаром и Салимом, благодаря резкости Салима заиграл новыми красками. Роскошный евнух Ханам у Рукийи, правая рука и первый исполнитель всех пакостей. Наблюдать за его мимикой отдельное удовольствие.



  Джодха снова с разбитым сердцем между мужем и сыном.



  И память тут же выдергивает аналогичный ракурс из ДА. Только тут трагедии в глазах Джодхи меньше, за Махамангу просит, а не сына.


  Зная, что Анаркали имеет положительное влияние на Салима, Джодха просит ту о содействии. Бедная, бедная Анаркали. С одной стороны она только что дала обещание тетке, заменившей ей мать, ни при каких обстоятельствах больше не встречаться с Салимом. С другой - о помощи просит правительница.      



   А с третьей ... да что там с третьей, разве всем расскажешь, что часом раньше Салим открылся ей в чувствах и она ему ответила тем же. Ну а как отказать такой отчаянной мольбе!


   И заверте ...
   Визуальный восторг. Каждый кадр пропитан эстетикой могольской культуры, ажурные интерьеры дворца, поражающие качеством исполнения и многообразием архитектурных решений. Это вам не одна отстроенная комната, в которой с каждым изменением локации меняется только мебель и цвет балдахинов, якобы убеждающих зрителя, что это "другая" комната.






  Огромное количество реквизита, максимально отражающего дух эпохи, а не просто навал золото-богато.



  Умелая операторская работа с низкими ракурсами, отличная от привычной прямолинейной сериальной съемки. Акценты на деталях.


   И качество костюмов говорит само за себя. Дорого, аккуратно, качественно.
   Но больше всего мне нравится легкий блюр, создающий этакой невесомой дымкой дополнительный эффект восточной сказки. Несмотря на то, что цвета довольно яркие, нет ощущения кислотности из-за сильной контрастности. И золото-богато-хрустально не выглядит кичем.



   В общем, кто не спрятался, я не виновата. Можете меня отправить в инвиз, если совесть не позволяет отписаться, но этой красоты какое-то время будет много. Ага, не забываем еще и про Мхбх, и я так же не теряю надежд вернуться к моим двум полузаброшенным в сентябре китайским сериалам, где красоты, пожалуй, будет и поболе))

Комментариев нет: