суббота, 20 октября 2018 г.

Императрица Мёнсон / Empress Myeongseong / Myeong Seong Hwang Hu [2001-02]


  Надо сказать, что в 500-летней истории династии Чосон у меня есть как любимые (многожды и досконально изученные), так и нелюбимые периоды. К таким нелюбимым, хотя тут точнее определение малоинтересные, относится практически весь 19-й век. Харизматичных правителей - ноль, знаковых событий еще больший ноль, полнейшая деградация власти как следствие отсутствия фракционной борьбы и тотальное доминирование клана Андонских Кимов. Нет, конечно, поверхностно что-то знала о принудительном открытии Кореи, находившейся в жесткой самоизоляции. Само собой, знала и об убийстве японцами и прояпонскими силами королевы Мин, но все равно сознательно избегала этого периода. К слову, и к китайскому позднецинскому периоду я отношусь точно так же, без особого энтузиазма, за исключением адекватной оценки роли европейских держав в их бессовестном раздербанивании страны.
  Но вернемся в "наше восточное захолустье". Как в свое время личность Кванхэгуна стала предметом моего неподдельного интереса, только благодаря ЛБХ в Маскараде, так и сейчас Мистер Саншайн вызвал желание покопаться в эпохе позднего Чосона. Если уж отталкиваться от М. Саншайна, то там сюжетная завязка начинается с инцидента Синмиянё, а потом переходит на много лет вперед с закадровым кратким пересказом событий о вскрытии изоляции Кореи Японией, о подписании американо-чосонского договора, об убийстве императрицы Мёнсон, оказывавшей значительное влияние на Коджона и бывшей фактической правительницей страны, о побеге вана Конджона с сыном в русское посольство, где он отсиживался в безопасности почти год, в то время как прояпонское правительство начало Реформу Кабо, которая хоть и была значительным шагом к модернизации страны, но осуществлялась в первую очередь в интересах Японии, фактически открыв путь японской колонизации. Вот всему этому, что в Саншайне озвучено списком, и посвящен сериал "Императрица Мёнсон". И даже гораздо больше.

 Вот чем мне нравятся ранние костюмно-исторические сериалы 90-х ‒ начала 00-х, несмотря на их визуальную архаичность, так тем, что они в первую и главную очередь исторические. Естественно, любой сериал ‒ это не сухая хроника записей и правительственных бюллетеней, без художественно‒драматической составляющей никак не обойтись, но вопрос как всегда в разумных пропорциях и ревизионизме, имеющем под собой реальные основания.
  К слову, и лица актеров - актрис того времени не были повально перекроены пластической хирургией еще до начала звездной карьеры. 


  В паре первых эпизодов сериал сбивает тайфуном имен исторических личностей, как чосонских, так и японских, что зрителю неподготовленному нелегко запомнить и связать кто кому Вася и кто на чьей стороне. Но это неподготовленному. А я уже из Саншайна выжала максимально исторической информации, а в идентификации имен снова печатаем корейские буковки с экрана в гуглотранслейте и получаем кто есть).
   
 Прием Коджоном представителей японской миссии. По большому счету супруга правителя вообще не должна присутствовать при решении государственных дел, но раз уж так сложилось, что он слаб и бесполезен, то, соблюдая строгие правила этикета императрица Мёнсон, находится тут же за бамбуковой занавеской позади Коджона. Такой тип правления, когда правят фактически женщины, в ряде исторически принято называть "правление за занавеской". В Цинском Китае это был период регентского правления императрицы Цыси.


   Миура Горо - глава японской дипмиссии, непосредственно руководивший отрядом во время операции по ликвидации Мёнсонхванху. Окамото - представитель посольства, разработавший план по устранению императрицы и участвовавший в его осуществлении.


  Чуть позже в сюжет вливается уже знакомый по Саншайну Ито Хиробуми - будущий первый генерал-резидент Кореи.
   

  Однако, не стоит возлагать всю вину в устранении императрицы исключительно на японцев. Велика была роль и корейцев, и в первую очередь Тэвонгуна, идейного вдохновителя убийства, надеявшегося таким образом вернуть себя во власть, которой он безраздельно пользовался в качестве регента тогда еще молодого Коджона до момента, когда окрепшая и поднаторевшая в дворцовых делах молодая императрица, заручившись поддержкой создавшейся вокруг неё придворной партии, смогла удалить его от двора, официально передав бразды правления супругу-императору. 
  Но до этого еще нескоро, потому сюжетная линия делает серьезный временной откат. Итак, клан Андонских Кимов путем брачных союзов с правящей династией Ли узурпировал в своих руках всю власть, вплоть до продвижения из дальних и покладистых родственников королевской крови новых угодных правителей после смерти предыдущих, не оставивших наследников. Так было при интронизации Хонджона и Чхольджона, так должно было быть и после смерти Чжольджона, но великая вдовствующая королева вошла в сговор с Ли Хаыном, который долгое время довольно успешно пудрил мозги Кимам, выставляя себя полностью бесполезным и безобидным чиновником.
   На момент смерти Чхольджона в возрасте 32 лет сложилась интересная ситуация  "трёхкоролевия" из вдовствующих королев предыдущих правителей. Фактически считается, что королевская печать - символ власти - должен передаваться новому правителю из рук вдовствующей королевы свежепочившего государя, но все эти строгие конфуцианские традиции однозначно ставят выше всех старшую по статусу - великую вдовствующую королеву-мать. 


   Королева Синджон, опытная царедворица, уже вкусившая власти во время правления её сына Хонджона, увидела возможность для возвышения своего родового клана Пхунъян Чо, захватила печать до того, как до неё добрались Кимы и привела к власти несовершеннолетнего сына Ли Хаына - Ли Мёнбока - позже известного по храмовому имени Коджон. Сам Ли Хаын получает титул Тэвонгуна, принца-регента. Личность незаурядная, переписывать википедию смысла нет (рус. Ли Хаын)


  Подойдя довольно серьезно к вопросу выбора главной супруги для своего сына-правителя, Тэвонгун в первую очередь акцентирует внимание на отсутствии у потенциальной невесты близких и влиятельных родственников мужского пола, дабы те в будущем не смогли организовывать заговоры. Но кто бы мог предположить, что бомба замедленного действия окажется подложенной собственной женой Тэвонгуна, предложившей благородную сироту из её девичьего клана Мин. Будущую императрицу Мёнсон в детстве сыграла Мун Гынён, всеобщая корейская любимица, ныне уже выросшая актриса и меценат. Я её видела раньше уже во взрослых ролях, но и эта роль отлично демонстрирует её актерское мастерство. 


  Трам-парам, 1866 год. Французы и американцы пробуют на прочность оборону корейского побережья. Первые под предлогом защиты французских миссионеров к берегам Кореи отправляют военную эскадру, а хорошо вооруженный американский корабль "Генерал Шерман", снаряжённый группой любителей лёгкой наживы, прибывает с целью грабежа сокровищ из могил знатных корейцев. В ответ на обстрел прибрежных поселений корейцы нагрузили свои лодки горючим материалом и порохом, подожгли и пустили их вниз по реке навстречу "Генералу Шерману". Американский корабль загорелся и пошёл ко дну. Упссс...


Этот же год ознаменовывается и королевским браком между Коджоном и Мёнсон. 



  Но радость от высокого положения довольно быстро сменяется грустью и слезами. Императора совершенно не интересует молодая супруга. Ну, не знаю что и как там себе думал реальный исторический Коджон, но отказываться от такой красавицы как Ли Миён это как-то совсем уму нерастяжимо.


 Но тем не менее, сериальный сюжет строго придерживается исторической канвы. Свою жизнь при дворе юная королева начинает с изучения тонкостей дворцового этикета. Она почтительна к родителям мужа, добра к слугам и быстро заслуживает всеобщее одобрение. Свободное время она посвящает чтению древних китайских трактатов об управлении государством, в особенности летопись Чуньцю (Весна и Осень) Конфуция. Ибо свято верит, что со временем её советы пригодятся её супругу. Внимательно наблюдая за царственным супругом, Мёнсон понимает, что Коджон, формально являясь ваном, не имеет реальной власти. Он боится отца, а тот уступать власть сыну явно не собирается.


  Памятуя о судьбе многих королев, для которых ревность стала причиной падения, Мёнсон тщательно скрывает свои чувства. Так происходит и тогда, когда у одной из давних наложниц  неблагородного происхождения рождается первый сын Коджона. Удивительно, но именно это событие становится поворотным в судьбе королевы. Она одаривает подарками наложницу, показывая своё расположение, а во время официальной церемонии публично поздравляет Коджона с рождением сына. Именно с этого времени во взаимоотношениях царственной четы начался этап сближения. И в это же время начинается вражда королевы с Тэвонгуном, которая будет длиться до самой её смерти и повлияет на многие события в чосонской истории. Регент безумно рад рождению внука и довольно часто навещает его. Королева видит в этом прямое для себя оскорбление и опасность: свёкор достаточно влиятелен, чтобы сделать мальчика законным наследником престола еще до рождения её собственных детей...


  И тут супрыз - на 26 эпизоде кино-то кончилось! Точнее, должно быть еще порядка 90 эпизодов, но нигде в сети они не обнаруживаются ни в каком варианте.
  Ну и ладно, может через пару-тройку лет и появится, как это зачастую бывает))

2 комментария:

Марта комментирует...

Если еще интересует, в группе Мун Гын Ён в вк есть почти все серии, лично у меня завалялись все серии, если найду.

Unknown комментирует...

Как найти хоть не все серии но очень хочется смотреть как из найти ссылку можно