вторник, 24 июля 2018 г.

Превью: Thackeray


   После провозглашения независимости Индии на приоритетные позиции в идеологии и практике индусских националистов выходит борьба за сохранение индусской идентичности (хиндутва), под которой представители ультраправых организаций страны понимали, в первую очередь, противостояние чуждым культурным и политическим влияниям, будь то ислам, христианству или марксизм. В 1950-60-х гг., помимо уже действовавших, появляются новые праворадикальные организации, выступающие с более жестких позиций, чем их "старшие" партнеры.
 Исторически так сложилось, что эпицентром индусского национализма еще с первой половины ХХ века была Махараштра. Маратхи, один из крупнейших народов Индии, на протяжении последних столетий играли весьма важную и заметную роль в истории страны. В свое время они оказали серьезнейшее сопротивление империи Великих Моголов, защищая индусскую цивилизацию от напора мусульман Северной Индии. Затем маратхи длительное время сопротивлялись британской колонизации - три англо-маратхские войны.
   В конце 1950-х гг. в штате Бомбей, в состав которой тогда входили Махараштра и Гуджарат, начались беспорядки на межнациональной почве. Маратхи требовали создания собственного сугубо маратхского штата. В конце концов, штат Бомбей был разделен по языковому признаку на два штата - Махараштру и Гуджарат. В маратхском движении принимали участие Кешав Такерей и его сын Бал Кешав Такерей. Последний вскоре стал одной из ключевых фигур в индуистском националистическом движении.
   Собственно, о нём предстоящий байопик. Тигр возрождения маратхи. Император индуистских сердец. Некоронованный монарх Махараштры.

   Тут можно было написать много и подробно о восхождении Такерея на политический Олимп, о его ультрарадикализме, о непримиримой борьбе с трудовой миграцией из северных штатов и антикоммунизме, а с наступлением нового века  - антиисламизме, о симпатиях Гитлеру, об его идеологической установке "Индостан для индусов!". Впрочем, обзорно о персоне всегда можно прочитать в вики Бал Такерей. Но краткая выжимка, увы, не дает общей картины. Попробуйте не просто в негативном, а в ревизионистском ключе отозваться о Такерее в штате Махараштра! Порвут как Тузик грелку. И для этого тоже есть основания.
  С момента объявления кастинга - Навазуддуин Сиддики - еще в декабре прошлого года индийцы изрядно поглумились в сетях над иронией, что "чувак - мусульманин из Уттар-Прадеша" (читай, трудовой мигрант, с чем всю жизнь боролся Такерей) будет играть роль Баласахеба. Другая часть аудитории этим фактом очень гордится, что, мол, такое может быть только в мере пьяр Бхарат.


  Хотя и люблю политические фильмы, именно байопики-политота не нравятся. Потому что  начнется сглаживание углов и возвеличивание и так великой личности. Не поверю, что сейчас возможна хоть малейшая тень в сторону Такерея. Но смотреть буду, ибо Наваз. И он роскошен.
Трейлер намеренно обесцвечен, тут только два цветовых пятна - шафран, как символ индуизма, и зеленый цвет ислама. И кровь, одинаково проливающаяся болью и трагедией на оба эти цвета.



Комментариев нет: