вторник, 10 ноября 2015 г.

Место съемки: Крутицкое подворье. Часть 7.


     Имея за плечами уже довольно солидный запас крутицких локаций, хочу запротоколировать свое "авторитетное мнение". Из множества различных эпох и ракурсов титульную картинку сегодняшнего сообщения считаю самой–самой: самой красивой, самой живой, самой естественной и т.д.


33. "Гори, гори, моя звезда", 1969
Режиссёр: Александр Митта
Оператор: Юрий Сокол

 А принадлежит сия картинка к фильму, в котором Крутицкое подворье выполняет роль разграбленной церкви небольшого городка Крапивницы, куда волнами молодой революции занесло Володю Искремаса, мечтающего нести высокое театральное искусство Шекспира (и не только) в массы. На деревянных подмостках идет отчаянное обучение молоденькой Лены Прокловой роли Жанны Д'Арк.


  Надо сказать, сразу покорив меня первым ракурсом, дальнейшие виды Крутиц вызвали еще большее восхищение. Восхищение застывшей историей! 1969 год – это самое активное время в реставрации Крутицкого подворья под руководством Петра Барановского. За спиной у Олега Табакова словно в хронике запечатлен крытый переход лестницы Красного крыльца митрополичьих палат (не путать с Красным крыльцом Успенского собора)

 

На архивных фото, относящихся к началу 40-х годов, можно рассмотреть крутую лестницу с разных ракурсов.


  Причем на этом фото заметно, что в то время крытой была и нижняя часть спуска. И если сравнить с кадром из фильма, то на нем уже заметны серьезные реставрационные работы: оконным проемам возвращается архитектурно–исторический вид взамен стандартно нарубленных квадратных окон.


  Вот как писал о проводимых работах сам Пётр Дмитриевич Барановский в статье "Крутицкий дворец в Москве и его реставрация" (альманах "Памятники Отечества", М., 1972)
   Реставраторы <...> провели значительную работу в так называемом Красном крыльце. Судя по архитектурным формам, оно относится ко времени Петра I, когда вводились западноевропейские архитектурные детали. Сейчас под крыльцо подведены фундаменты и укреплены его стены. До наших работ крыльцо было "на один сход" на восточную сторону. В старых же описях говорится о том, что оно было "на два выхода". Во время раскопок нами были найдены под наслоениями земли достаточно хорошо сохранившиеся остатки оснований и профилированного цоколя западного всхода. Это дало возможность восстановить его. В целом крыльцо вновь обрело образ, характерный для древнерусской деревянной и каменной архитектуры XVIII в. Для восстановления крыши над крыльцом было разработано несколько проектов, но окончательное решение отложено до тех пор, пока не будет восстановлен южный фасад палат. Только в результате этой работы появится возможность решить вопрос, как увязать крыльцо со всем комплексом.
 Кто Крутицы видел воочию или уже прилично намазолил глаза о мои сообщения, уже знает, что никакого окончательного решения Красного крыльца так и не случилось и оно теперь медленно разрушается уже после проведенной реставрации. 
  Вернемся к фильму. На этом кадре отчетливо видна аккуратная свежая кладка обрушившейся аркады Успенских переходов.



Восстановленные опоры Красного крыльца Успенского собора. За спиной у главного героя еще не тронутый реставрацией (или хотя бы капитальным ремонтом) двухэтажный каменный особняк, который часто красуется в современных экранизациях.



  Еще пара видов Крутицкого подворья, запечатленного в 1969 году. Непривычный декаданс периода реставрации.



Тут даже еще и не пахнет молодым вишневым садом.


_________________________________________________________________________________


34. "Аферисты", 1990
Режиссёр: Всеволод Шиловский
Оператор: Вадим Алисов

 Один из тех фильмов начала 90-х, которые отчаянно стыдно смотреть. А еще стыдно и больно за актеров, вынужденных сниматься в такой похабени. Но Крутицы обязывают :)
 Вид на строения гауптвахты (этими гражданскими постройками Крутицы приросли еще до революции), вид на Москва–реку и туманный вид на сталинский дом 1/2 по Дербеневской наб.
 Из ворот гауптвахты на свободу с чистой совестью выходит герой Садальского.


И заверте ... Компания мошенников замышляет разжиться у старушки очень древней и ценной иконой, для чего в своей афере активно используют реквизит со съемочной площадки (да и саму площадку) фильма про монахов, снимаемого в Крутицах. Этакое кино в кино.

_________________________________________________________________________________


35. "Начало пути", 2004
Режиссёр: Игорь Ахмедов
Оператор: Александр Негрук

   Алёша Ридигер (более известный как патриарх Алексий II) сопровождает своего отца – священника во время посещений лагерей для перемещённых лиц, где находятся тысячи советских граждан, перегоняемые в Германию на принудительные работы.
 Здесь он сводит знакомство с комендантом лагеря, человеком не без совести, но всё–равно фашистом (работа у него такая). Комендатура лагеря якобы находится за дверями в верхней части лестничного марша Красного крыльца, а на средней площадке герой М.Ефремова любит посиживать за шахматами и наблюдать за лагерной жизнью.


  Забор, отделяющий церковное Крутицкое подворье от его казарменных построек, служит границей и выездными воротами лагеря.



Дома по улице Крутицкой в роли домов, в которых проживает немецкое начальство. Вон и "дворник" в соответствующей форме улицу подметает.

_________________________________________________________________________________


36. "Империя под ударом", 2000
Режиссёр: Андрей Малюков, Сергей Газаров, Вячеслав Никифоров, ...
Оператор: Александр Гребенкин, Александр Рябов, Александр Корнеев, ...

   Крутицкое подворье в роли внутренних строений московского Кремля. Из окна своего дворца вел.кн. Сергей Александрович со скепсисом наблюдает как прибывшие из столичного Петербурга спеца обучают роту охраны особым методам, направленным на защиту от бомбистов.


  Вот всё никак не верилось Сергею Алексанровичу в возможность нападения на собственную персону. А зря! Каляев уже метнул свою бомбочку. И Сергею Александровичу таки пришлось по определению злоязыких москвичей "впервые пораскинуть мозгами".

_________________________________________________________________________________


37. "Даун Хаус", 2001
Режиссёр: Роман Качанов
Оператор: Михаил Мукасей

  Разговор князя Мышкина с генералом Епанчиным при знакомстве про то, что мол де "князей Мышкиных теперь и совсем нет, кроме меня; мне кажется, я последний. А что касается до отцов и дедов, то они у нас и однодворцами бывали. Отец мой был, впрочем, армии подпоручик, из юнкеров. Да вот не знаю, каким образом и генеральша Епанчина очутилась тоже из княжён Мышкиных, тоже последняя в своем роде…" В качестве иллюстрации наглядно демонстрируется, что случилось с предпоследним князем Мышкиным. Аристарх Никодимыч вышел утром за молоком и, того–с, хрустнул под колесами внезапно поехавшего молоковоза. Почему Аристарху Никодимычу надо было обязательно наливать молоко на площади Крутицкого подворья, о том история умалчивает)


_________________________________________________________________________________

Место съемки: Крутицкое подворье. Вся подборка >>>

Чозадела! Сбилось левосторонее форматирование текста и никак не желает выправляться, сколько ни бейся. Ну и пусть так будет :(