пятница, 27 мая 2016 г.

Джодха и Акбар: история великой любви / Jodha Akbar (2013 ‒ 15)



   Это даже не жвачка, которую после потери вкуса продолжаешь жевать на автомате. Это какая-то каша, причем дурно сваренная, без соблюдения рецептуры и температурных режимов. Сырая и клёклая в основе, со спёкшимися и неперевариваемыми комками и пригоревшей коркой. Всё это вызывает стойкую изжогу. Но упертая моя натура не позволяет просто так отказаться от шоу, закрыв его раз и навсегда, хоть на перемотке, да досмотрю 150 серий и уж тогда поставлю точку. Окончательно!
   Удивительно, что в шоу об Акбаре не нашлось места его противостоянию с Махараной Пратапом. Вернее, оно есть, но уж очень по касательной. А после осады Читторгарха её и вовсе слили. Где, где, я спрашиваю знаменитая битва при Хальдигхати, принесшая территориальную победу моголам, а стратегическую - раджпутам? Ах да, мне могут возразить, что мол де шоу про неземную любовь Джодхи и Акбара, а вовсе не про военные и политические успехи/поражения последнего. Но тогда и надо было заканчивать историю рождением или по крайней мере молодыми годами принца Салима, а не "перетягивать одеяло" на пару Салим - Анаркали. Изюминка сериала Джодха и Акбар как раз и была в том, чтобы акцентировать внимание на их уникальной истории любви, пусть даже и в большей степени полной художественного вымысла. Зачем переключать зрителя на любовную историю детей? Сегодня это Салим - Анаркали, а завтра будет Шахджахана и Мумтаз история? Хорошо, что на момент просмотра мне уже было известно, что до внуков Акбаровых дело не дойдет).
  Надо признать, что с расширением сюжетной линии взрослых детей шоу почти полностью утратило историческое основание, а превратилось в банальную мыльную оперу. Нет, оно и раньше было полно гаремных и политических "интриг-скандалов-раследований", следовавших бесконечным потоком один за другим, но тем не менее, большинство происходящего на экране имело реальные исторические эпизоды и почти каждая серия резюмировалась закадровым голосом правильность принятия решения тем или иным персонажем. В который раз убеждаюсь, что надо было заканчивать просмотр, как и планировала, казнью Адхам- хана )). И дело даже не в том, что знаменитая трагическая история Салима - Анаркали плоха, она любима народом, воспета в преданиях и многожды экранизирована, но в рамках шоу Джодха и Акбар она является абсолютным дублем истории главных героев. Тот же самый путь от ненависти до любви, те же самые бесконечные интриги, но у исполнителей ролей Салима и Анаркали нет той потрясающей экранной химии, что была Акбара и Джодхи. За которую, собственно, я и прощала шоу бесконечные нелепицы и несуразности. Смотреть на взимодействие пары Раджат Токас и Паридхи Шарма было настоящим удовольствием, но с переключением внимания на историю Салим - Анаркали их время на экране значительно сократилось. Еще один мой плевок яда в собственно рассказанную историю Салима и Анаркали. Как уж отмечалось, что существует несколько вресий этой лавстори с незначительнами вариацими. Одна из них экранизирована в ставшем уже классическим фильме Великий Могол / Mughal-E-Azam (1960). Ох и ах, снова я вспомнила, что изначально на роль Акбара в этом историческом эпике рассматривался рано ушедший Чандра Мохан. Какой бы вышел из него Акбар! Но ладно, что-то я отклонилась. Другая версия гласит, что Анаркали (ранее Надира) был любимой наложницей Акбара, мигрировшая из Ирана в Лахор. Она буквально загипнотизировала Акбара своими песнями и танцами, что император одарил её именем Анаркали (Бутон Граната). Чуть позже Салим встречает Анаркали во дворце и сиюминутно влюбляется, пораженный её красотой. Анаркали отвечает ему взаимностью и вот уже новости распространяются по дворцу со скоростью лесного пожара. После того, как преданный Акбару евнух подтвердил истинность слухов, взволнованный предательством любимой наложницы император решает её наказать. Для чего принца Салима с особым порученим удаляет из дворца, а для изменницы Анаркали роет погребальный ров. Дальше истории сходятся. Акбар великодушно позволяет бежать Анаркали с матерью с условием никогда не возвращаться. Для всех остальных Анаркали считается казненной.
   Однако, вместо того, чтобы использовать эти две известных легенды, в сериале Джодха и Акбар показывается своя собственная история, банальная до оскомины на зубах. История хорошего богатого мальчика и бедной, но высокомерной девочки, которая не является ни интересной, ни делает никакого смысла в контексте истории Великих Моголов. В своей собственной версии сценаристов сериала Салим и Анаркали встретились, когда они были детьми и выросли, пронеся чувство ненависти друг к другу; отец Анаркали потерял работу из-за Салима в то время, когда семья в этом нуждалась больше всего, а Салим из-за показаний Анаркали был удален от дворца Великих Моглов в течении многих лет. Вроде и понятно, почему сценаристы не стали использовать вариант истории с Анаркали - наложницей; как же так, весь сериал о великой любви Акбара к Джодхе и вдруг какая-то любимая наложница, но и история, рассказанная в "Великом Моголе" тоже чревата повторением. Сравнений с фильмом Асифа не избежать, и, очевидно, они будут совсем не в пользу сериала. Правда, повторюсь, что оригинальная история Салима и Анаркали от сценаристов получилась блёклой и неинтересной.
  К концу сериала, правда, вернулись к главным героям и добавили динамики с введением в интриги против императора темы черной магии. Но это уже был всплеск относительно достойного завершения шоу после полутораста серий тоскливой нудятины. И на том спасибо)
 Традиционно немного картинок и информации, представляющей интерес для меня лично.
 Салим вырос. Дерзкий, отказывается от обязанностей наследного принца, игнорит мать, опийный наркоман. Типичное поведение обиженного подростка 16-17 лет ( в 9 лет Салима отдаляют от дворца для обучанию искусству войны в полевых лагерях, возвращается он только через 7 лет), но трудно видеть подростка в актере с брутальной щетиной.


 Маленькие детки - маленькие бедки. А Салим, как известно, уже вырос, что доставляет отцу-императору не только хлопот, но и массу раздражения, что сын не соответствует его представлениям, каким должен быть наследный принц. Ох уж мне эти завышенные родительские требования и ожидания. Одна такая история полного взаимнонепонимания отца и сына привела к весьма трагическим последствиям для последнего.
  Папа Акбар выглядит ровесником своему сыну. Ну вот такая особенность сериала - актеры-родители не стареют взрослеют.


Мама Джодха тоже в одной поре. Салим, с детства отравленный ядом королевы Рукийи (в буквальном и переносном смысле; именно Рукийя по замыслу сценаристов ответственна за пристрастие Салима к вину и опию, и именно она отравляла душу мальчика, выставляя родную мать Джодху в крайне невыгодном свете) все же испытывает к матери сыновние чувства, но не может простить своего отчуждения, считая в нем повинной только Джодху.


   Мурад и Даниял, единокровные братья Салима, могольские принцы, каждый из которых вполне мог бы по своим качествам претендовать на титул наследного принца, но первородство Салима неоспоримо. Амбициозный Мурад не готов мириться с таким положением вещей. Не удивительно, что через некторое время корона и титул наследного принца переходят к нему, увеличив еще больше пропасть между Салимом и родителями. Но история есть история, её не изменить даже художественным сериалом, и мы знаем, что трон и империю Акбара унаследует Салим. А Мураду, щедро наделенному талантами военачальника и управленца, суждено умереть молодым от бесконечных алкогольных возлияний. В сериале это представлено как "запил с горя" от зависти к Салиму.


   Печаль не сходит с чела Акбара. Если раньше суть его головной боли было укрепление молодой империи на фоне нескончаемых гаремных разборок с женами, то теперь еще и проблемы с детьми добавились. Жены - королевы всё так же доставляют хлопот, уж пора бы за двадцать лет успокоиться. Рукийя - султан и раньше раздражала своими извечными уловками и хитростями, то сейчас её сценаристы сделали вовсе невыносимой. А к концу и предательство навесили, что Джалал в очередной раз отдалил Рукийю от себя, вытурив из Агры в Кабул (Оо!). Вы уж определитесь, господа-сценаристы, насколько можно так вольно обращаться с уважаемыми историческими персонажами! Одумались. Совместным решением хитромудрого Бирбала и всепрощающей Джодхи дали шанс на реабилитацию. Этот эпизод получился очень тонким и элегантным.


  Я отлично понимаю режиссеров, не желающих расставаться с таким потрясающе харизматичным актером как Четан Хансрадж из-за гибели его персонажа Адхам-хана. Поэтому его снова ввели в шоу в качестве выросшего сына Адхам-хана, который живет только с мыслью о мести за своего отца и гадит, гадит, гадит. Салиму, кому же еще (!), прикидываясь одновременно его самым лучшим другом. Но если я уже написала, что основная тема выросшего Салима совершенно непродуманна, то что уж говорить о персонаже Четана. Он абсолютно сырой и топорный. Видно же, что сценаристы всеми силами пыжатся привязать его к истории, но выходит это дурно. Полагаю, что Четан довольно неплохой актер, что сам понял очевидное - роль "опереточного злодея" с парой-тройкой повторяющихся штампов не для него и вышел из проекта, перестав верить обещаниям, что вот-вот придумают и его персонаж приобретет глубину и заиграет характерными красками.


Джодха и дочь могущественной ведьмы (а заодно и сама ведьма) Лабони - главная предфинальная интрига и противостояние за императора Джалала. Что же нужно Лабони? Да как обычно - полная и безраздельная власть над серлцем, постелью и империей Акбара). Колдовство, заклятия, подселение в тело, одержимость и экзорцизм - тут уж сценаристы разгулялись на славу.


И еще один эпизод, зафиксированный  в Акбарнаме, нашел свое отражение в сериале.


   Однажды, распаленный рассказами собеседников о необычайной храбрости воинов - раджпутов и их презрении к смерти, Акбар вознамерился повторить передаваемые из уст уста примеры беспрецедентной отваги, когда два раджпута в противостоянии упираются грудью в острие сабель, направленных друг на друга. Император Акбар решает доказать, что он презирает смерть не меньше любого раджпута и, уперев саблю рукоятью в стену, нависает грудью на острие. Раджа Ман Сингх, виднейший военачальник правления Акбара (и по совместительству его зять), вырывает  и отбрасывает саблю, не в силах наблюдать за безумным экспериментом. Разъяренный Акбар набрасывается на Ман Сингха и мутузит последнего за то, что посмел перечить императору.



  Взрыдала)). Посол от английской королевы прибыл с приветствием от Елизаветы Генриховны Тюдор и предложением о взаимовыгодной торговле между странами. А что, нормальные такие прямые контакты, еще до создания Ост-Индской компании)). Более того, ушлые и жадные ангрези с места в карьер начианют вмешиваться в придворные дела, поддерживая заговор принца Мурада. А индийский толмач протежирует британцев, упирая на их могущество. Костюмеры решили не отставать от сценаристов и тоже оторвались по полной! *рукалицорукалицорукалицо*


  И хоть лошади в сериале нечастые гости, довольно оригинальная, изогнутая внутрь, форма их ушей сразу бросается в глаза. Это - Марварская лошадь (марвари), или Малани - редкая порода лошадей из индийского региона Марвар. Чуть подробнее про них можно почитать хотя бы тут >>>.


А что это вы тут делаете, кино-то давно кончилось! (с)


ПС. Ура! Я долго плакала, кололась, но таки доела этот кактус в 576 серий. Их количество извиняется только 20-минутным хронометражем.