среда, 30 января 2019 г.

Как закалялась сталь [1942]


  Чтобы два раза не вставать, вдогонку к недавнему обсуждению Павки Корчагина. Точнее, не его как персонажа, а исполнителей роли. То, что после Конкина есть еще один Корчагин, китайского производства, я в курсе с момента премьеры сериала. И так радовалась родным лицам на китайском телеэкране, что даже не зная в то время языка, все равно смотрела "с умиленьем в сердце". Внезапно узнала, что и до Ланового был еще один Корчагин!

   В 1942 году в эвакуации на Ашхабадской киностудии Марк Донской, к тому времени уже обласканный властями за Горьковскую трилогию (Детство, В людях и Мои университеты), переносит на экран "Как закалялась сталь". Хотя, справедливости ради эту адаптацию следовало бы назвать "Корчагин. Начало", ибо никакой там закалки стали нет и в помине. Полтора часа экранного времени посвящены жизни юного Павки до момента его ранения, и то сам факт участия в Гражданской войне предполагается закадрово. 
   Основной акцент сделан на шепетовском периоде, переосмыслении и идентификации себя как борца против германцев и петлюровцев. Впрочем, оно и понятно, на дворе 42-й год и тема противостояния немцам актуальна как никогда. С художественно-драматической точки зрения фильм представляет скорее археологический интерес. Но тем не менее, он есть и Павка там весьма симпатичный юнец.
   Трудится на кухне разнорабочим, получая зачастую незаслуженные тычки и тумаки от всех, кто чуть выше по рангу. Вопрос социального неравенства уже начинает озадачивать буйну головушку. 


 Либерте - Эгалите - Фратерните! Все новости о происходящем в стремительно крушащейся Империи узнаются на сборах желдорстанции. Чудесный, чудесный Виктор Перест-Петренко, такой светлый и солнечный Павка.


   Удивительно многомерным получился матрос Фёдор Жухрай у Даниила Сагала - сильным, веселым, вдумчивым. Не знаю, насколько Донской изначально рассматривал экранизацию с иными акцентами, чем у Островского, или же так получилось в процессе съемки, но центральная фигура его фильма, безусловно, Жухрай.
   Мальчик-брюнет рядом с Павкой это его верный друг Серёжка Брузжак. Кто узнает в нём Бориса Рунге? Да-да, через четверть века страна его узнает как пана Профессора.



 Тема захватчиков в силу исторического момента сильно скорректирована. Ни тебе поляков в Шепетовке, ни петлюровцев, а вот прям настоящие германцы. И их много. Хотя, конечно, без колоритного толмача - петлюровца не обойтись.
 

Роскошные типажи железнодорожников. И Корчагин - старший, брат Павки.


Борис Андреев в мимолетном эпизоде на собрании железнодорожников. Во всю мощь пролетарского горла высказывает куда идти германцам.


  К слову, этот же прием заглушения бранной речи был использован и Аловым/Наумовым в  экранизации 1956 года с Корчагиным - Лановым. 

    

  Первая любовь Павки - Тоня Туманова. В ней есть сила характера, она образована, культурна и при этом отчаянно смела. Она не боится спрятать возлюбленного, которому грозит расстрел за освобождения матроса Жухрая, в доме собственных родителей. Она сумела разглядеть в "оборванном кочегаре" мужественного романтичного юношу и переживает свое чувство не менее глубоко, чем ее избранник. 


   Говорил Жухрай ярко, четко, понятно, простым языком. У него не было ничего нерешенного. Матрос твердо знал свою дорогу, и Павел стал, понимать, что весь этот клубок различных партий с красивыми названиями: социалисты-революционеры, социал-демократы, польская партия социалистов - это злобные враги рабочих, и. лишь одна революционная, непоколебимая, борющаяся против всех богатых, - это партия большевиков.




   Так как эта экранизация заканчивается уходом Павки на войну и ранением, то в этом случае не стали раскрывать полный образ Тони Тумановой. С любовью и нежностью она провожает Павку. Но мы-то помним, что ей глубоко чужды интересы любимого: любя Павку, она презирает его окружение. Она оказывается чуждой и даже враждебной Революции, вне которой возлюбленный не мыслит своего существа.




Комментариев нет: