"Уход великого старца" ( или "Жизнь Л. Н. Толстого") ‒ немой художественный фильм Якова Протазанова и Елизаветы Тиман по мотивам свидетельств о последнем периоде жизни Льва Николаевича Толстого, снят в 1912 году.
Первый случай в России, когда фильм не был выпущен в прокат в России после протестов семьи Толстого и близких к нему людей (и Черткова в том числе) и показывался только за рубежом.
«…воспроизведены совершенно неправдоподобные сцены, а те, которые правдоподобны, в большинстве случаев представлены в диком и лживом освещении. Гр. С. А. Толстая, В. Г. Чертков и другие лица, близкие к Льву Николаевичу, были воспроизведены на экране в карикатурных и оскорбительных для них положениях.»
Забавный такой фильм). Тема любимая и заезженная более поздними байопиками ‒ последний год жизни писателя. Представляю какой бомбой он был в свое время, всего два года спустя смерти Л.Н., когда еще здравствовали все остальные персонажи фильма. Так что нам показывает Протозанов?
Все тот же Л.Н., разрывающийся (в буквальном смысле в лучших традициях Великого Немого) между своими убеждениями, согласно которым он и его семья должны отказаться от собственности, и любовью к жене, которая требует, чтобы граф не лишал семью средств к существованию.
Крестьяне приходят к Толстому с просьбой уступить им землю, которую они арендуют, и Толстой говорит им, что всем в имении владеет не он, а его жена. К слову, эти противоречия довольно часто встречаются, как в дневниках, так и мемуарах самой С.А., её возмущение, что мол де сам Левушка теперь чистенький, освободился от собственности, а я вынь да положь ему денег по первому требованию. Ой, я же про кино пишу, а то снова уйду в дебри цитирования). В общем, крестьяне просят его передать от них графине очередную арендную плату. Когда Л.Н, берёт деньги, он слышит, как крестьяне говорят: "Когда просят уступки ‒ так не хозяин, а когда деньги дают ‒ берёт…"
Отношения между Л.Н. и С.А. становятся всё более напряжёнными. Толстой скрытно от жены составляет завещание и подписывает его в присутствии Черткова и других свидетелей в лесу. Опять же к слову, по этому поводу Толстой позже не один раз раскаялся. Но именно по факту тайности, а не самой сути завещания. В завещании он отказывается от прав на свои произведения и поручает их публикацию Черткову.
Позже в усадьбе он отдаёт Черткову свою новую рукопись. В этот момент входит Софья Андреевна, замечает рукопись и буквально пытается вырвать её из рук Черткова. Удивительно портретное сходство Л.Н. и С.А.!
В общем, довели Левушку до крайнего шага: приготовил петлю. Но тут в качестве посланника ему является образ сестры Марии Николаевны Толстой [X], нынче монахини. Тут прям подмывает поехидничать про её до-монашескую жизнь, но кино не о ней вовсе). Александра Львовна, почуяв что ‒ то неладное, буквально вытаскивает папа из петли. Ну и дальше всем нам известное развитие сценария.
Шамординский монастырь, поезд, станция Астапово, где Л.Н, находит приют у начальника станции. Все безутешны.
Фильм заканчивается весьма метафорично: Боженька на небесах принимает Толстого в свои объятия.
Комментариев нет:
Отправить комментарий