пятница, 2 декабря 2016 г.

Легенда о Ми Юэ / Mi Yue Zhuan (2015)


Title: 芈月传 / Mi Yue Zhuan
English title: The Legend of Mi Yue
Episodes: 81

   Есть хорошая поговорка про то, что в одну реку нельзя войти дважды. Но что же делать, если очень хочется?). Вот Чжэн Сяолун подумал-подумал и решил после оглушительного успеха Легенда о Чжэнь Хуань / Hou Gong Zhen Huan Chuan (2011) рискнуть и еще раз обратиться к теме "женщина, достигающая политической власти". Естественно, опять с неподражаемой Сунь Ли в главной роли. 
   Сюжет этой драмы основывается на художественном видении жизни легендарной Ми Бацзы (Ми Юэ), молодой девушки, принадлежавшей семье правителя Чу в исторический период Сражающихся Государств. Ее отправляют в государство Цинь в качестве наложницы и как часть приданого сестры Ми Шу (Ми Шу - высокородная принцесса, рожденная матерью-императрицей, в то время как Ми Бацзы - дочь императора от служанки низкого происхождения). Отъезд в Цинь разлучает Ми Юэ с её первой любовью Хуан Се. В государстве Цинь после смерти первой императрицы уже сложилась в гареме своя иерархия, где верховенство принадлежит дамам из государства Вэй. Поэтому дам из Чу (даже если одна из них на сегодняшний день становится из главной императрицей) встречают в штыки и начинаются традиционные многократные "интриги - скандалы - расследования", в которых Ми Юэ, стремясь оградить от неприятностей и поддержать свою полукровную сестру Ми Шу, становится словно в бочке затычка. Со временем отношения между сестрами сходят на нет. Более того, они становятся врагами. После смерти правителя Цинь его сыновья вовлечены в борьбу за трон, и преемником становится Ин Дан, сын Ми Шу. Ми Юэ вместе с её малолетним сыном отправляют в государство Янь в качестве политических заложников. Не стоит забывать, период Сражающихся Государств - время нестабильное, время политически выгодных альянсов, которые с легкостью рушились ради создания других альянсов. Посему, наличие принца правящего в соседнем государстве рода было в какой-то степени гарантией договора. Ну, в известной степени, насколько был важен этот принц для своих родственников, запросто могли им и пожертвовать. Совершенно неожиданно Ин Дан, молодой и цветущий правитель государства Цинь, становится жертвой своей бравады и умирает. В Цинь разгорается очередной виток войны престолов. В этот раз победителем уже выходит Ми Юэ, возведя при помощи своего брата Вэй Жаня (на тот момент видного генерала Цинь) и армии хунну своего сына Ин Цзэ (Чжаосян-ван) на трон Цинь. Пока Чжаосян-ван был еще молод (традиционно до 20 лет), Ми Юэ управляла государством от его имени, став вдовствующей императрицей Сюань, первой вдовствующей императрицей в китайской истории, которой традиционными историками отводится значительная роль в восхождении клана. Период длительного правления Чжаосян-вана характеризовался резким военным усилением и экспансией Цинь. Войны вели генералы Сыма Цо и Бай Ци (тот самый Бай Ци, что под Чанпином закопал в буквальном смысле слова все дееспособное мужское население государства Чжао). Чжаосян-ван придерживался политики объявления амнистий и заселения помилованными преступниками и пленными новых земель, приобретённых во время военных походов. что приводило к постепенному усилению царства Цинь вплоть до полной гегемонии и изъявления покорности всеми царствами в 254 году до н. э.. До полного объединения в централизованное государство под единоличным господством первого императора Китая Цинь Шихуанди оставалось всего каких-то 30 лет.
       Естественно, сериал художественный, посему и акцент больше на личностные взаимоотношения героев, где политика идет дополнительным фоном. Жаль, что режиссер пошел по той же схеме, что с блеском была им выполнена в "Легенде о Чжэнь Хуань", отдавая приоритет гаремным интригам. Но то, что было идеально в замкнутом пространстве дворца в "Чжэнь Хуань", совершенно не сработало "Ми Юэ" из-за большого количества внешнефоновых событий и персонажей. Чтобы охватить определенный исторический отрезок периода Сражающихся Государств, в сюжете пришлось увязывать эти самые государства, каждый со своим двором и различиями, как культурными, так и политическими. На мой взгляд не слишком удался этот баланс политической драмы - стратегии и "гаремника", но даже этот неровный сюжет для меня лично намного интересней розово-сопливой "Императрицы Китая" (сотворить такую никчемную вещь про У Цзэтянь это еще над было постараться; не спасла ни фарфороволикая Фань Бинбин, ни её неизглагольно дорогие шикарные наряды; но об этом как-нибудь потом, если руки дойдут). Жаль, что много времени было отдано фиктивной истории в период восхождения Ми Юэ к власти и совсем скомкан к финалу (традиционно "галопом по европам") период её регентства. А ведь она отмечается историками именно по делам своим в период раннего правления малолетнего сына.
   Если резюмировать "Ми Юэ" в паре слов, то получилось вполне достойно, если бы не постоянное сравнение с предыдущей работой команды "Легенда о Чжэнь Хуань".
  Пересказывать сюжет 81-й серии нет смысла, потому немного, на чем я заострила особое внимание.
  Сунь Ли - актриса, отлично владеющая искусством мимики, обожаю её слегка уловимые эмоции. Нет никакого нарочитого округления глаз, никаких искаженных гримас. Легкая полуухмылка, невидимое движение бровью - и сказано гораздо больше, чем в длиннющем монологе.


Сунь Ли - актриса, которая в 33 года весьма органично выглядит с минимальным макияжем в разных возрастных периодах своего персонажа, от 16 до 40.


  Сунь Ли - актриса, которая совершенно не боится возрастного грима. И правильно, красивым и талантливым нечего бояться.



   Основные персонажи, связанные с Ми Юэ.
   Ми Шу - принцесса государства Чу, сестра Ми Юэ по отцу. С детства, вопреки пестуемой ненависти королевы-матери к Ми Юэ, испытывает привязанность к последней. Ми Шу благородна, умна, добра, имеет мягкий характер. Это последнее обстоятельство и вынуждает Ми Юэ по отношению к более высокородной сестре быть стопроцентной Мэрисьюшкой. Любовь с правителем Цинь у Ми Шу случилась с первого взгляда, потому и не подозревает о подводных камнях своего будущего статуса - главной супруги.


  Лю Тао в роли Ми Шу проделала грандиозную работу над образом. От мягкой, наивной девочки до злой и коварной императрицы в конце своего пути. И надо сказать, что образ Ми Шу, меняющийся под давлением обстоятельств, получился куда как интереснее образа главной героини, которая тоже обрела к концу определенную жесткость. Но эта жесткость все равно постоянно оправдывается "производственной" необходимостью регентши. Коварство же Ми Щу развивается в результате ревности с последующей ненавистью, которой она отравляет сама себя. Следим за изменением характера по бровям))


  Хуан Се - первая юношеская любовь Ми Юэ, еще в бытность при дворе Чу. Зачем ввели этот персонаж у меня нет идей. Тем более, что реальный Хуан Се, один из достойнейших мужей своего времени, премьер-министр Чу, родился гораздо позже и никак не мог пересекаться с Ми Юэ, особенно в романтической связи. Могу предположить, что сей хроносдвиг был задуман только для того, чтобы отразить в сериале эту легендарную личность. А может просто для того, чтобы Хуан Сюань покрасовался (в очередной раз отмечу, что не понимаю всеобщего китайского помешательства на нём)


  Ин Сы (Хуэйвэнь-ван) - первый правитель Цинь, начавший проводить экспансионистскую политику в отношении соседей, во внутренней политике придерживался принципов легизма, сформированных Шан Яном. Что не помешало Ин Сы по приходу к власти на смену отцу казнить ненавистного Шан Яна. С этого, собственно, драма и начинается.
   Несмотря на то, что в реальной истории Ми Юэ не имела никакого значения (даже имя Ми Бацзы - это всего лишь калька её статуса восьмой супруги, ба - восемь), в сериале развивается красивая романтичная линия между правителем, сначала обратившим внимание на неординарные качества и таланты Ми Юэ, а потом её за них же и полюбившего, и Ми Юэ, прошедшей путь от разбитого сердца по первой любви до новых искренних чувств. Мы помним, что Ми Юэ - мэрисьюшка, потому она в политических делах правителю в каждой бочке затычка помощница.



  Ицюй - ван (правитель) племенного образования хунну, что доставляли немало хлопот в приграничных с Цинь областях. В сериале выкрадывает Ми Юэ ошибочно принимая её за настоящую принцессу, следующую свадебным эскортом к циньскому двору. За то время, что Ми Юэ провела у него в качестве гостьи - заложницы, проникся симпатией к её независимому характеру. В дальнейшем помогает ей возвести на престол Цинь сына. Отношения этой пары выглядят наиболее романтичными, бо как проходят стадию от ненависти до глубокой любви с трагическим финалом. Бо как для Ми Юэ интересы Цинь и укрепление сына на престоле всегда стояли превыше всего, даже превыше собственных чувств. Эта сюжетная линия в сериале полностью согласуется с историческими данными, когда Ми Юэ  из политических интересов вступила в отношения с ваном Ицюй, прижила от него двух сыновей, а затем принесла их в жертву ради укрепления власти клана Цинь. 


  Ин Цзэ (Чжаосян-ван) - не будет ошибкой сказать, что это самый главный мужчина в жизни Ми Юэ. Её сын. Её правитель. С детства натерпевшись в изгнаниях, сел на трон не для того, чтобы быть чьей-то марионеткой. Львенок довольно быстро демонстрирует свой грозный рык зарвавшимся министрам, решившим, что управление государством - не женское дело.
  Эта сюжетная часть моя самая любимая, жаль, что по факту она составляет всего лишь четвертую часть всего сериала. Смотреть на Сунь Ли во власти одно удовольствие.






 Но её регентство это не узурпация власти. Главная цель - вырастить сына достойным правителем. Что, в общем-то и получилось, и в историческом контексте, и в сериально-художественном. Просто надо понимать, что в сериале смещены акценты в создании образа правительницы-матери за счет уменьшения роли талантливых Ван Жаня и Ми Жуна, единоутробных братьев Ми Юэ, и других близких Ми Юэ родственников, сосредоточивших в своих руках реальную власть.


  Финал получился довольно интересным, когда уже постаревшая вдовствующая императрица Сюань инспектирует гончарные мастерские, занятые изготовлением терракотовых воинов, которых мы привычно ассоциируем с именем Цинь Шихуанди. Тем не менее, в последнее время некоторые ученые ставят этот факт под сомнение, утверждая, что терракотовая армия была частью захоронения вдовствующей императрицы Сюань. Споры продолжаются до сих пор и пока не достигли каких-либо определенных выводов.