понедельник, 26 октября 2009 г.

О Мастерах и подмастерьях


   Если я скажу, что "Мастер и Маргарита" моя настольная книга,  зачитанная до дыр, то совру и совру безбожно. У меня с Булгаковым вообще сложились довольно ровные отношения,  без придыхания и замирания сердца от прикосновения к общепризнанному гению, хотя "СС" знаю поцитатно (спасибо Евстигнееву). Читала лет -цать назад,  на волне всеобщего читательского бума. Да, очень понравилось, сложилось свое понимание и свои мыслеобразы,  которые таки живут со мной по сей день.
 С экранизациями у меня как-то не сразу задалось. Много было шума с постановкой Кары,  но фильм оскандалился : запретили - потреяли - испортили. До зрителя он так и не дошел.  Позже за дело взялся Бортко и я помню, что даже ждала эту постановку. Ан нет, тоже не сложилось. Не пошлО и все тут. И не потому что я вот такая ценительница оригинального текста Булгакова и вижу нестыковки, а просто не моя картинка. Смотрела отрывочно -  кусочно  и желания пересмотреть все сразу одним махом так и не возникло.
 Пару дней назад таки нашла "тотсамый" фильм Кары. Включила на пять минут в три ночи, познакомиться и ... втянулась, за все три с половиной часа так и не оторвалась ни разу, несмотря на совсем уж очевидные проколы.  При желании можно раскритиковать всё и вся. Только встаёт вопрос - а зачем? Мне интересно своими глазами увидеть, как другие люди воспринимают одно из любимых мною произведений. Как его увидел Кара,  как увидел Бортко. Как булгаковских героев видят актёры, которые их играют... Мне совсем неинтересно, чтобы картина передавала моё собственное восприятие "Мастера и Маргариты". Зачем мне это? Оно у меня есть, оно постоянно меняется и никто у меня его не отнимет тем, что имеет своё собственное мнение и видение. Да и это в общем известная вещь, что великие ожидания никогда не оправдываются. Надо реально смотреть на то, что можно сделать, а что нет.
Но хочется остановиться на  "попадании" актеров в рамки моих образов.
 Мастер.  Раков и Галибин. Равнозначны оба.
 Воланд. Безусловно Гафт. Басилашвили совсем неплох, но на мой вкус немного староват,  тяжеловат и утомлен для роли.
 Понтий Пилат. Просто и категорично - Ульянов. Пилат Лаврова слишком  дряхл, а этим нивелируется трагедия, заложеннная в образ прокуратора: сильный, волевой человек, водивший легионы против германцев, струсил и, совершив подлость, мучается этим.
 Иешуа. В равной степени Бурляев и Безруков. У Бурляева он более тонок, у Безрукова более трагичен.
 Коровьев. Абдулов неплох, хотя по сравнению с феерическим Коровьевым Филиппенко он блекнет. Их вообще сложно сравнивать, актеры совсем разных уровней. Прошу прощения у поклонников Абдулова, но с Филиппенко он и рядом не стоит.
 Азазелло. У Бортко тут блещет Филиппенко и это неоспоримо. НО! Как хорош в этой роли Стеклов у Кары.
 Бездомный. Однозначно Гармаш. Самый настоящий пролетарский поэт! Галкин больше похож на Шуру Балаганова.
 Бегемот. Беда в обеих случаях. Живого и обаятельного героя нет.
 Маргарита. Без комментариев. Из уважения к актрисам. Но Вертинская есть Вертинская,  в отличие от следователя прокуратуры.
 Массовые сцены (скандальный концерт в варьете, бал у Воланда) и всяческие чудеса у Кары вышли совершенно беспомощно. Бортко переиграл его по всем статьям. Оно и понятно. 10 лет между фильмами -  совершенная пропасть в кинотехнологиях. Да и картинка у Кары выглядит именно так, как выглядят все фильмы начала и середины 90-х...
  Зато у Кары лучше музыка. Сравнивать Шнитке и простите, Корнелюка, как-то уж совсем неловко.
 И вообще. Заметила за собой одну странную вещь. Стала слишком субъективно относиться к людям творческим. Если они облажались где-то с политическими или еще каким заявлениями,  то я  уже не могу абстрагированно воспринимать их творческие работы. Не помню, чем и проштрафился Басилашвили в моих глазах,  но осадок так и есть, он мне неприятен. А уж господин Бортко своими последними демаршами и заявлениями в защиту Охта-центра и вообще заставил меня засомневаться в его адекватности. Наверное, это совсем неправильно,  но в данном случае мухи и котлеты у меня не разделяются...
 Оказывается роль Воланда Бортко изначально предлагал сыграть Янковскому. Тот отказался. Будто знал, что через пять лет закончит свой путь ролью митрополита Филиппа.