воскресенье, 20 января 2013 г.

Анна Каренина (III)

     Каталогизировав в своё время просмотренные мною адаптации "Анны Карениной", я совершенно не учла того, что будет и продолжение. Само собой при таком раскладе нарушается стройная хронология первой части по выходу фильмов на экраны, но мы‒то с вами знаем, что это не главное :). Более того, в этом обзорном блоке будет сразу присоединена и часть "Анна. Последний путь". Жестоко, да? Но ведь из песни слов не выкинешь. Граф так решил!

14. 1974 — Анна Каренина / Италия (сериал)
Режиссёр ‒ Сандро Больки
Анна Каренина ‒ Леа Массари
Вронский ‒ Пино Колиззи
   Достаточно полная по объему и приближенности к тексту первоисточника (даже с линией Левина)  6‒серийная драма итальянских телевизионщиков. Но итальянцы не были бы итальянцами, если не внесли бы своего колорита. Снега в Италии есть, но ехать за ними нужно в Альпы, посему ключевые зимние сцены на катке заменяются игрой в крокет в средиземноморском антураже. Анна Каренина Леа Массари, которая запросто может быть ходячей рекламой услуг солярия, в течении фильма практически не спускает с рук собачек. Что к чему, вроде же не чеховская "Дама с собачкой". Ага, оказывается, что Леа Массари ‒ это итальянский вариант Бриджит Бардо, помешанная на вегетарианстве и защите животных. Видимо, звездный статус актрисы и продавил такое дополнение в образе Анны.


Интерьеры тоже подстать: солнечные, воздушные, перенасыщенные цветами. Эта цветочность порядком мозолит глаз, даже несмотря на черно‒белый формат фильма. 




Все‒таки сложно визуально воспринимать историю, когда главные герои приблизительно в одной возрастной группе. Лично для меня старшинство Каренина не сильно очевидно.


Каренина истерит. Вронский, кстати, тоже. То ли любит, то ли уже не знает, что делать.
Fin.


   Ой, ну это супер‒бонус. Стива встречает Анну. Какая прелесть это расписание поездов. Фиг с ними с Влаливостоком и Крсасноярском, попробуй перенеси чужие буковки безошибочно, но Свердловск в 1875 году ‒ этапять!



15. 1995 — Большой пожар / Il Grande Fuoco / Италия
Режиссёр ‒ Фабрицио Коста
Анна Калипули ‒ Кэрол Альт
Антонио ‒ Филлип Каро
    Еще одна адаптация "Анны Карениной", действие которой перенесено по времени на момент съемок, в 1995 год.
   Анна живет уединенной жизнью со своим мужем графом Алессио Калипули, который почти вдвое старше ее, и сыном Серджио, которого она обожает. Антонио, молодой человек из одной из самых богатых семей в Италии, страстно влюбляется в Анну, но сначала она, как и полагается, держит дистанцию. Только тогда, когда муж упрекает в дошедших до него слухах о якобы существующем романе, она решает, что лучше сделать и пожалеть, чем не делать и сожалеть об упущенной возможности. И заверте ...

Каренины по ‒ итальянски.


Анна неразлучна с Серджио.

 

Антонио ‒ итальянский Вронский. Красив, свободен, азартен. Только скачкам на лошадях предпочитает гонки на моторных лодках, и весьма преуспел в этом деле.


  

16. 1975 — Анна Каренина / Испания
Режиссёр ‒ Фернандо Дельгадо
Анна Каренина ‒ Мария Сильва
Вронский ‒ Пако Вальядарес
   На испанском телевидении с 1962 по 1979 год осуществлялся замечательный проект "Novela". Каждая неделя была посвящена одному из произведений мировой классики, разделенному на пять эпизодов по 30 минут каждый, которые транслировались с понедельника по пятницу. В ролях были заняты самые популярные драматические актеры современности.

 



17. 2005  Каренин. Анна. Вронский / Россия (спектакль Театра им. Ленсовета)
Режиссёр ‒ Геннадий Тростянецкий
Анна Каренина ‒ Анна Ковальчук
Вронский ‒ Олег Федоров

   Спектакль следовало бы назвать просто "Каренин". Анна и Вронский всего лишь лица, составляющие декоративный фон, динамичный и возбуждающий для мильона терзаний Каренина, внезапно очнувшегося на краю пропасти. В любой момент действа на сцене обязательно зримо присутствует Каренин, в центре ли, по краю, и для которого все остальные персонажи как бы разыгрывают происходящее. Интересный прием, но я не прониклась. 


Вообще, художественных находок и приемов в постановке Тростянецкого с лихвой. Это и постоянное использование черной стены для изменения декораций, которые сами же герои и рисуют мелом.


 Или знаменитая символическая метель на станции Бологое. Вронский пускает в ход ветродуй: мощная струя воздуха терзает мантилью и волосы Анны, захлебываясь воздухом, она кричит Вронскому: "Зачем вы здесь?? Довольно!!" 


К актрисе сериалов Ковальчук отношусь с достаточной долей скепсиса, кадр не портит и ладно. Но в театральной роли Карениной она мне понравилась.



Все-таки он хороший человек, правдивый, добрый и замечательный в своей сфере, – говорила себе Анна, вернувшись к себе, как будто защищая его пред кем-то, кто обвинял его и говорил, что его нельзя любить. – Но что это уши у него так странно выдаются! Или он обстригся?


   В целом спектакль не погружается в глубины романа и обрезает сюжет еще больше, чем ранние адаптации: родами Анны и ее предполагаемой смертью. Умирающая Анна примиряется с мужем и соединяет во взаимном прощении мужчин-соперников.  


И никаких тебе поездов на станции Обираловка ...



18. 2002 — Анна Каренина / Украина (спектакль Донецкого академического ордена Почета областного русского драматического театра)

Режиссёр ‒ Константин Добрунов
Анна Каренина ‒ София Егорова
Вронский ‒ Сергей Мусиенко

  Очень добротная классическая постановка "лавстори" в лучших традициях русской театральной школы. Жаль, снова жаль, что Левин удален из истории полностью, как чужеродный элемент. Во всем остальном смотреть сплошное удовольствие, в отличие от новаторского предыдущего спектакля. Удивительно, в кино эксперименты люблю, а вот театр для меня должен быть незыблем. Уж если костюмная драма, то пусть она и будет костюмной драмой.



Каренин тут блестючей всех)



– Все кончено, – сказала она. – У меня ничего нет, кроме тебя. Помни это.
– Я не могу не помнить того, что есть моя жизнь. За минуту этого счастья…



Туда! – говорила она себе, глядя в тень вагона, на смешанный с углем песок, которым были засыпаны шпалы, – туда, на самую середину, и я накажу его и избавлюсь от всех и от себя




19. 1993 — Дети играют в Россию / Les enfants jouent à la Russie / Франция
Режиссёр ‒ Жан‒Люк Годар
Анна Каренина ‒ Ирина Апексимова
  Самой авангардной экранизацией "Анны Карениной" считается версия Жана Люка Годара.  В общем, по большому счету, это просто ключевой отрывок в рамках его фильма о постперестроечной России, которая вместе с водой сливает и младенца ‒ свою культуру, так завораживающую Запад.
  Снимал Годар тоже авангардно: нарядил Апексимову в платье с кринолином и отправил на Курский вокзал – "бросаться" под самый настоящий поезд. Ирина не раз вспоминала ужас машиниста состава, который, конечно же, не был предупрежден о незапланированных съемках (Годару хотелось неожиданной реакции). Посмотрев на актрису, он только и вымолвил: "Тоже мне Анна Каренина нашлась, твою мать!"






20. 1978 — Федора / Франция

Режиссёр ‒ Билли Уайлдер
Федора ‒ Марта Келлер

   Нет, это не Анна Каренина и даже близко не лежала. Единственная причина, по которой этот фильм оказался в моем каталоге ‒ смерть главной героини, бывшей популярной актрисы, ныне живущей затворницей.  Давний друг пытается уговорить её сняться в фильме "Прошлогодний снег", сценарий которого написан по мотивам романа Льва Толстого "Анна Каренина". Проходит всего немного времени, как Федора выбирает тот же способ для сведения счетов с жизнью, что описан в сценарии.





 П.С. 
  Памятуя о прошлом своем опыте, с темой не прощаюсь. Кто знает, может и to be continued. Кстати, есть информация об "экзотических" бразильских и аргентинских сериальных адаптациях, а так же индийском фильме 1952 г. Но на сегодняшний день о них ничего неизвестно, кроме самого факта существования.