четверг, 12 марта 2015 г.

Однажды в Османской империи: Смута / Bir Zamanlar Osmanli: Kiyam (2012)


   Сериал с двухлетним сроком выдержки. Да, именно столько он пролежал у меня в запасниках, прежде, чем я просмотрела его полностью. Была и до этого пара попыток, не попавших "в волну" и заканчивавшихся в середине первого эпизода. Еще одна такая попытка и сериал был бы приговорен к удалению, и совершенно зря. Действие оказалось весьма увлекательным, во всяком случае большая его часть; дальше, конечно, не без затянутостей (неудивительно при средней длительности эпизода 1.40) и сценарных нелогичностей, но я к такому раскладу в турецких сериалах уже привыкла, поэтому и воспринимаю как "особенности национального телепроизводства".
   Несмотря на то, что в начале каждой серии титры нам заботливо сообщают, что рассказанная история и персонажи фиктивные, невозможно воспринимать их вне контекста исторического времени, тем более, что ряд персонажей вполне себе реально существовавшие. Итак, на дворе конец 1720-х годов, период, вошедший в османскую историю под названием Lale Devri - Эра Тюльпанов. Османская империя после величия "Золотого века" Сулеймана Великолепного  находится в стагнации и начинает потихоньку утрачивать былое политическое влияние и военную мощь. Авторитет Османской империи на международной политической арене подточен рядом болезненных поражений в европейских военных кампаниях, но он всё еще достаточно весом. Правящая верхушка империи железной рукой всячески поддерживает свой имидж. В 1722 году, воспользовавшись прекращением династии и последовавшими затем смутами в Персии, османы начинают религиозную войну против шиитов, которой они надеются отчасти вознаградить себя за потери в Европе. Но после ряда незначительных побед военное счастье отвернулось и тут от войск османской империи.


   Именно этот исторический отрезок времени лежит в основе "Однажды в Османской империи". Многочисленные персидские шпионы наводняют Стамбул (Константинополь)  - сердце Оманской империи. Ими организован заговор, в который вовлечены и приближенные к султану персоны. Основная цель – свержение Ахмета III и интронизация персидского шехзаде (царевича).
   В центре событий, сам того не желая, оказывается и бывший гвардеец Мурат, всего только и мечтавший о спокойной и мирной жизни  в отставке. Его жена, носящая первенца, становится случайным свидетелем убийства уважаемого эфенди, который подобрался вплотную к раскрытию тайной организации Красная Змея, готовящей свержение султана. Именно ей умирающий говорит свои последние слова. Заговорщикам становится вскоре известно о существовании свидетеля, но ради своей высшей цели они готовы пойти на всё, даже на убийство беременной женщины. К тому же практически на глазах у мужа. А Мурат, как уже сказано, один из лучших и отважных воинов империи, бывший гвардеец (хотя именно про таких и говорят, что они "бывшими" не бывают), немедля раскапывает "топор войны" и чинит самосуд над исполнителями убийства жены и нерожденного ребенка. Чтоб скрыть такое самоуправство, а заодно и использовать "энергию" в нужном русле поимки шпионов, великий визирь приближает Мурата к себе и привлекает к расследованию. Но Мурат слишком отягощен болью и гневом, чтоб точно исполнять приказы, а посему часто бросается в бой с "открытым забралом" в одиночку, становясь слишком уязвимым для своих соперников, поднаторевших в плетении интриг и подстав. В результате чего он утрачивает доверие великого визиря, но тем не менее пользуется уважением и покровительством сестры султана Хатидже Султан, которая возвращает Мурата ко двору в свою личную службу.


 Эра Тюльпанов неразрывно связана с именем великого визиря Ибрагим-паши Неешехирли, личностью довольно заслуженной перед турецкой историей. Ибрагим-паша, женатый на дочери султана, был фактически единственным руководителем внутренней и внешней политики империи, поскольку сам Ахмед III в эти годы, по существу, отстранился от ведения государственных дел. В сериале совершенно не затрагивается его реформаторская деятельность, а сделан акцент на придворное противоборство с сестрой султана Хатидже Ханум, которая обвиняет его в бездействии и семейственности, в то время как она сама любые свои действия оправдывает "на благо империи". Роскошная Тюркан Шорай (самая первая Чалыкушу, для тех, кто понимает о чем идет речь) в роли властной и не гнушающейся интриг для достижения своих целей султанши.



  Высшая власть в стране принадлежит умному и решительному султану Ахмеду III, который хоть и проводит весьма жестко заседания Дивана и раздает указания, чаще всего оказывается перед фактом "что-то пошло не так". В стране назревают бунты, под носом во дворце орудуют персидские шпионы, а султан старается устраниться от решения проблем, погружаясь в мир музыки и литературы. 



  По сериальному историческому периоду ему осталось совсем уж мало до свержения в результате восстания Патрона Халила. Впрочем, самого восстания в первом сезоне сериала не будет, акцентирована личность самого Патрона Халила и "как он докатился до такой жизни" - лидера восстания. И личность эта я вам скажу в сериальном варианте выписана совершенно пренеприятная. Криминально-маргинальный элемент "вырастает" в народного лидера (читай, подстрекателя - провокатора бунтов) не потому, что ему близки чаяния и беды простого народа (хотя пытались там немного вывести в эту сторону), а уяснив от учителя - имама одну истину - владеющий толпой владеет всем. А посему толпу нужно и должно купить. Конечно же на деньги, зарабатываемые "честным рэкетом". Естественно, сам того не осознавая, Патрона Халил служит интересам ловкого манипулятора имама. Халил всем сердцем ненавидит Мурата и желает отмщения смерти младшего брата, которого Мурат в свою очередь убил в отмщение за убийство жены. Вот такая круговая вендетта. 
  Единственная приятная для меня линия с Халилом связана с его гражданской женой Чешмидыл. Местами комично, местами трагично, но она борется за свою любовь к Халилу и настаивает на заключении брака. Ну что поделать, девочкам во все времена свойственно было влюбляться не в самых лучших мальчиков.



  Немного попутной информации. Эра Тюльпанов (Lali Devre) - период в Оcманской истории с 1718 года до восстания Патрона Халила в 1730 году. Это время было относительно мирным периодом, во время которого Османская империя  начала ориентировать себя на Европу.
   Название периода происходит из-за повального увлечения тюльпанами оттоманского высшего общества (от французов подцепили этот "тюльпановирус").Тюльпаны были символом благородства и привилегированного положения. Культивирование тюльпанов стало всеобщей практикой, более того, знати это вменялось в обязанность. В то время в пределах Стамбула в можно было найти тюльпаны везде, они росли буквально "из каждого утюга". Страстное увлечение тюльпанам отразилось не только на ландшафтной моде, но в модных тканях. Любой уважающий себя придворный имел верхнюю одежду с изображением тюльпанов (текстильным или в виде декоративной вышивки). Всё это иллюстрированно и в сериале. Забавно, что только тюльпаны уж очень очевидно искусственные )




   А теперь приступим к главным "условным" злодеям. Хотя, конечно, по отношению к Касыму условность можно и снять. Волк в овечьей шкуре, Красная Змея под личиной преданного придворного. Десять лет назад Дженсиза и Касым пережили трагедию: их отца, обвиненного в растрате казенных средств в пользу Московии (упс), казнят по личному указу султана. С той поры дети дали себе зарок отомстить за смерть отца и уничтожить всю правящую верхушку. История умалчивает каким образом они попали к аджемам (персам), но в самом начале сериала мы знакомимся с ними, как с безжалостными ассасинами, заброшенными к османам для организации заговора. Касым делает стремительную карьеру и достигает верхов придворной службы, а Джансиза сопровождает в Стамбул персидского малолетнего шехзаде. Линия шехзаде, имхо, самая провальная в сериале. Начав развивать в одном направлении, сценаристы резко слили и развернули её в самой нелогичной форме. Возможно, в то время уже было принято решение о закрытии сериала и стали сворачивать как только могли. Но оставим мальчика в покое.
  Амбициозный Касым между тем не собирается в достижении цели руководствоваться только благородной местью за отца, он сам нацелился на трон. И в этот момент судьба сводит его пути с Муратом. Да-да, именно Касым - заказчик убийства его жены. И именно его заговор должен раскрыть Мурат, призванный вновь к дворцовой службе. Касым умело использует получаемую информацию и не менее умело играет на эмоциях Мурата, чтобы спровоцировать и выставить последнего предателем.



  Джансиза. Решительная, отважная, красивая. Тоже жила одной мечтой - месть за отца. Но с девами всегда непросто. Её угораздило влюбиться в Мурата. Теперь приходится разрываться между преданностью к брату и любовью к его врагу. Только и успевает бегать от одного места, чтобы предотвратить убийство Мурата наемниками, к другому, чтобы предупредить брата о готовящихся событиях, способных раскрыть их тайную организацию.


Так, кто там еще есть из ведущих персонажей, кого хотелось бы отметить особо. Ну, стариков и прочих женщин я трогать не буду, они хоть и весомая часть сюжета, но взгляд мой у экрана не держали. Чего нельзя сказать о Рахмане-аге, бывшем сослуживце Мурата, нынешнем начальнике дворцовой охраны, человеке решительном и порядочном ничуть не меньше самого Мурата. Впрочем, за свою дружбу и лояльность к Мурату (как следствие - нарушение прямых приказов визиря, "внеклассная" работа на Хатидже Султан и т.д.) он и пострадал в конце концов. Прям ни дать ни взять прекрасный витязь из русских народных сказок. Это к слову о корнях  "допетровского" традиционного русского костюма.


  Shit happens! Да, с "условно" положительными героями происходит и такое. Рахман и Мурат, попавшие таки в ловко сплетенную паутину обвинений в шпионаже в пользу персов, приговорены к казни типа "секир-башка". Умиляет отряд сопровождения а-ля юные сантаклаусы. Нет, я понимаю, что это униформа такая, но каждый раз в костюмно-историческом турецком кино радуюсь им. Хотя, конечно, в данный момент главным героям не до смеха.


  Первый сезон заканчивается на 13-й серии и финал её  поистине фееричен. Головы на плахах, последние молитвы, палачи заносят секиры. А где-то там торопится, бежит, выбиваясь из последних сил, Джансиза. У неё в руках покаянное признание Мирзы (настоящего шпиона, её соратника) в оговоре Мурата. Именно эта бумага способна остановить казнь. Не знающее жалости сердце Касыма дрогнуло в последний раз в ответ на мольбы сестры спасти жизнь любимому ...
_________________________________________________________________________________

   Как говорится лучшее враг хорошего. Ну и чего мне стоило остановиться на просмотре первого сезона? Тем более уже известно, что сериал то цензурировали неоднократно, то закрывали из-за недостаточных рейтингов, то решали доснять окончание. Ведь в конце первого сезона оставалась надежда! 
  Ан нет, второй сезон начался в бодрых традициях Дж.Р.Р. Мартина с кровавой мясорубки, в которой покрошили все сюжетные лини первого сезона. По сути, второй сезон - это совсем другой сериал, совсем другая история, и чтоб как-то связать её с предыдущей, взяли да и поубивали почти всех в течении первого получаса! Остался только Патрон Халил, ему еще восстание поднимать, да султан с визирем, их еще свергать надо. Но Халил так искренне горевал над гибелью своей Чешмидыл, что я такому Халилу даже поверила и посочувствовала. Такой трогательный эпизод, когда он просил имама поженить их, чтоб выполнить заветную мечту покойной. 
  Но по большому счету смотреть новую историю, которая изначально была мертворожденной и еле дотянула до 7 серий, не было никакого желания. Именно по причине отсутствия связи с первым сезоном и не очень интересной истории, положенной в основу второго. Ощущение обманки фантика вместо конфетки, когда ждешь продолжения конкретной истории, а тебе - смотрите новую. Сюжетно все закручено опять же на кровной мести и расследованиях убийств родных и близких во время беспорядков, последовавших после казни Мурата и Рахмана. 
  Ситуацию не спас ни сам Озджан Дениз, мегапопулярный турецкий музыкант, певец и актер, сыгравший роль протагониста Серхата, ни любовные треугольники, закрученные вокруг его персонажа.


 Ни его красавица - жена Эсме, в отсутствии мужа защищающая дом и детей, пока Серхат, воображая себя ниндзей, весь в черном проникает во дворец убить султана Ахмеда. Огонь-женщина. Такая и коня на скаку остановит, и бандита стрелою проткнёт. 


  И даже новоприобретенная по ходу второго сезона прическа Патрона Халила не заставила меня симпатизировать этому персонажу.


 Одно лишь постоянно - противостояние Ибрагим-паши и Хатидже-султан!


 Не хочу рыться в подтверждении своего предположения, но явно и операторы в проекте тоже поменялись. Совершенно другая картинка, неинтересная, что еще один минус. В общем, если в первом сезоне получилось хоть как-то интригующе оборвать сериал, оставив право финальной точки за зрителем, то второй сезон как говорится "ни в звезду, ни в Красную Армию".
Эх, надо было остановиться на первом). 

ПС: И все ж таки проверила титры: разные группы операторов.