суббота, 15 декабря 2012 г.

Любовник / L'Amant, 1992

   Ай, вот только не надо спрашивать меня, как до сего времени я умудрилась не посмотреть фильм, в котором достаточно было бы и пары составляющих, удовлетворяющих мои интересы. А тут их целый сонм: колониальный Вьетнам, режиссер Жан-Жак Анно, в главной роли Тони Люн Ка Фай и проч. и проч. Нет у меня ответа. И тем паче удивительно, что такой фильм прошел незамеченным на фоне более пресного "Индокитая" с Катрин Денёв, который я таки регулярно пересматриваю.
   1929 год. Индокитай. Она - из обнищавшей семьи французов, живущей вдали от цивилизации в долине Меконга. Он - богатый китаец, получивший образование в Париже и прожигающий жизнь в Сайгоне. Но в колониальном мире свои правила, её окружение все равно считает себя выше по положению и даже не пытаются скрывать своего презрительного отношения к китайцам. Одна случайная встреча становится началом стремительно развивающегося романа: они начинают встречаются как любовники в доме, затерянном в одном из многолюдных кварталов Сайгона - китайском Чолоне. Их отношения обречены с самого начала, и не только потому, что она белая, а он "к тому же еще и китаец". По стародавней традиции его семья уже назначила дату свадьбы с равной (читай, богатой) ему китаянкой. Они оба знают, что у них нет будущего, и потому на словах стараются убедить друг друга и самих себя, что их связь не основана на чувствах. Сколько раз они говорили друг другу, что она с ним только из-за денег, что кажется и сами уверовали в это ...



  Каждый кадр хочется  останавливать и рассматривать в деталях. Такое ощущение, что Анно "оживил" старые фотографии Сайгона и окрестностей. Такая атмосферность дорогого стоит.





SAIGON - L'ARROYO CHINOIS
Фото начала ХХ века.
Sông Sài Gòn 1886 - Photo by Emile Gsell

   Ну до чего же хорош был в начале 90-х Тони Люн большой. Всякий раз не могу себе отказать в удовольствии сравнить его с породистым жеребцом.



   Джейн Марч чувственна, но напрочь лишена порочности Лолиты. Ах, чего стоит эта сцена поцелуя через окно автомобиля. Куда там более известному "отпечатку ладони на запотевшем стекле" по накалу эротизма.


   Постельных сцен в фильме с лихвой хватит и на приличный порнофильм. Но меня поражает с какой грацией Анно балансирует на грани, умудряясь не скатиться в пошлость. Ни одна сцена, ни один крупный план (да-да и такое тоже, в лучших традициях японского натурализма) не вызывают отторжения.


   Безумно красивая и чувственная драма. С немного грустным, но вполне логичным финалом. "Любовник" - это эстетика и экзотика сумерок колониализма, его декаданс. Но как же невыносимо грустно смотреть на покидающую Вьетнам героиню Джейн Марч. Будто в её лице сама Франция стоит на палубе парохода и навсегда прощается  с колонией.