вторник, 12 августа 2014 г.

Детали: Бриллиантовые эдельвейсы Сисси.

Diamonds Are a Girl's Best Friend (с)

  Ну кто не знает этого знаменитого портрета молодой императрицы Элизабет Австрийской (Сисси) кисти Винтерхальтера? Эта картина висела в кабинете кайзера до самой его смерти. Наверное, у всех в памяти Сисси такая и есть – молодая, красивая, с бриллиантовыми звездами, изготовленными придворным ювелиром Кёхертом по заказу императора на первую годовщину свадьбы. 


   А дело было так. Весной 1874 года личный ювелир австрийского императора Франца-Иосифа Александр Кёхерт получил странное письмо. В нем говорилось, что он немедленно должен поехать в Будапешт вместе с бриллиантовыми украшениями и медальоном, которые срочно потребовались одной особе из императорской семьи. Ювелир в тот же день отправился в путь, взяв с собой кейс с драгоценностями. В Будапеште его ждал сюрприз, отправителем оказалась путешествовавшая инкогнито императрица Австрии Елизавета. Вдохновленный образом Принцессы Ночи из оперы "Волшебная флейта" Александр Кёхерт сумел создать по-настоящему королевское украшение. Бриллиантовые звезды принесли своему создателю славу лучшего ювелира Австрии. И с тех пор на протяжении почти двухсот лет фирма А.Е. Kechert производит всемирно известные украшения. 
.

   Сейчас этот ювелирный дом предлагает на заказ современный вариант бриллиантовых шпилек для волос в форме звезд, которыми украшала себя Сисси, а также подвески, кольца и серьги из этой коллекции.
  А теперь к теме. Привычка капсить бессистемно всё заинтересовавшее в определенный момент со временем переходит из количества в качество. И вот уже готова коллекция киновоплощений Сисси. Вернее, в данном случае меня больше интересуют не сами актрисы и представленные ими образы (хотя это тоже, но это тема другого обсуждения), а разнообразие "звёд Сисси", как обязательного атрибута образа императрицы.

  Роми Шнайдер - самая известная и самая любимая австрийцами кино-Сисси. Сказочная розово-сусальная кинотрилогия Эрнста Маришки, снятая в 1955-57 гг., у них вроде нашей "Иронии судьбы". Каждый год, под Рождество...



  Редко какая экранизация о баварском короле Людвиге II обойдется без упоминания Сисси. Рут Лойверик мечтательно-печальна с розой в руке и эдельвейсами в волосах в фильме "Людвиг II: Блеск и падение короля", 1955. 



Божественная Ава Гарднер даже эпизодическими появлениями - безусловное украшение фильма 1968 г. "Майерлинг" о трагедии, случившейся с её сыном - кронпринцем Рудольфом. Шестидесятые весьма явно наложили свой отпечаток на интерпретацию прически Елизаветы.



   Ариель Домбаль в "Сисси: мятежная императрица" 2002 г., имхо, худшее что вообще могло случиться с киновоплощением Сисси). Но да ладно, актрис не обсуждаю, хотя сам фильм мне нравится оригинальным решением подачи материала. 
   Тиара, звезды, пуговки, и даже полумесяц - так должна выглядеть по мнению костюмеров императрица у смертного одра своей свекрови. И то правда, когда еще такой парадный случай выпадет. Причем, прибежала она в таком виде с пешей прогулки. Упс.



Сандра Чеккарелли в мини-сериале "Кронпринц Рудольф", 2006. Прическа вполне классическая "как на портрете", но вот обилие драгоценных эдельвейсов отмечается больше на шее, чем в волосах. Это я просто отмечаю, а не ищу несоответствий. Тем более, что художественное произведение тем и отличается, что создает свою реальность, а не копирует досконально.



  Кристиана Капотонди на сегодняшний день моя любимая кино-Сисси. Может еще и потому, что мне актриса весьма симпатична. Создается впечатление, что прическа и украшения восстановлены буквально в соответствии с портретом Винерхальтера. "Императрица Сисси", мини-сериал 2009 г. 



  Ханне Херцшпрунг, исполнившей роль Сисси в фильме 2012 г "Людвиг Баварский", прическа вместе с украшениями словно перешла в наследство от  предыдущей исполнительницы. Особенно эдельвейсы).


   Есть, конечно, и другие исполнительницы Сисси, и их немало, но не все фильмы в доступе, и не везде они щеголяют в своиих звездатых украшениях по делу и без. Отдать должное тому же Лукино Висконти, создавшему фильм-шедевр "Людвиг", 1972. У него Роми Шнайдер также играет Елизавету, и, к счастью, для её идентификации звезды в прическе не обязательны.

  Если вернуться немного к реальной Елизавете, то следует понимать, что будучи одной из самых красивых женщин Европы своего времени, которая так нетипично ратовала за естественную красоту, для большинства она была эталоном вкуса, стиля и предметом для подражания. Поэтому совершенно неудивительно, что подобные украшения стали модными среди дам того времени. Чем собственно и пользуются кинематографисты, у которых главные героини экранизируемыx историй современны Елизвете.

 Впервые я обратила на "звезды Сисси" в прическе Вивьен Ли в роли Анны Карениной в одноименном фильме 1948 г. Мы-то понимаем, что никаких таких излишеств на ней и быть не могло во время краткосрочного визита в Москву, но именно с этого и началось мое пристальное внимание к этим деталям)
   К слову, прическа "а-ля Сисси" на Карениной случилась за несколько лет до появления хрестоматийного образа Сисси - Роми Шнайдер.



  Не настаиваю, что звезды в прическе Луизы Фериды  в фильме "Федора" 1942 г. навеяны именно сабжем. Но тем не менее, они явно присутствуют "по мотивам" общей модной тенденции того времени, ведь действие картины начинается в 1870 году, когда русского князя Владимира Ярышкина убивают накануне его свадьбы с принцессой Федорой.
 Фильм, конечно, из категории моего обожаемого "нафталина" и рекомендации к обязательному просмотру не подлежит. Но вот байопик о яркой, короткой и трагичной жизни Луизы Фериды - "Бешеная кровь" с Моникой Беллуччи - весьма рекомендую. Кстати, блондин рядом с Луизой Феридой на снимке ниже - это и есть Освальдо Валенти, её муж. Ну, чтоб знали визуально, как выглядели реальные герои, если друг решитесь посмотреть "Бешеную кровь".



У героини костюмной драмы "Кровь и роза" 2008 г. в сцене финального бала прическа увенчана тоже блестящими звездами. Только они вот дыбом встали. Не иначе как от удивления. А и есть чему удивляться - героиня буквально "из грязи в князи", почти как в индийском кино оказалась богатой наследницей, выращенной бедняками. И бабушка её приняла, и в общество ввела, а она взяла да из двух влюбленных выбрала босоту. Хо! Не только украшения дыбом встанут))



  На дворе середина 19-го столетия, а значит в прическе графини ди Кастильоне звездочки "а-ля Сисси" какбэ имеют право быть. А может это просто я уже заигралась в свои "раскопки-соответствия")). Фильм совершенно дряной, актерская игра неприлично фальшива, но про саму героиню почитать интересно. Да хотя бы в википедии. Неординарная дамочка.



 "Чувство" Лукино Висконти, 1954. Первое обращение Висконти к периоду Рисорджименто. Это потом уже будет "Леопард", как квинтэссенция визуального воплощения Рисорджименто на экране.  А пока безупречная Алида Валли в роли графини Ливии Серпьери и с самой моей любимой прической со звездами "по мотивам".
  

   А эта информация к драгоценностям отношения не имеет, только к вышеозначенному фильму, но надо же мне её куда-то пристроить. Фильм "Чувство" снят по одноименному роману Камилло Бойто, который по совместительству был еще и архитектором. И это именно под его руководством в 1878 г.осуществлялась реставрация Палаццо Кавалли-Франкетти, на ограде которого водружены уже знакомые нам эталефы-лейбористы. Ну, и уж совсем к слову)). "Чувство" Камилло Бойто после Висконти экранизировалось еще дважды. Причем, Тинто Брасс, снимая свою версию, счел нужным перенести действие во времена Второй мировой, мотивиров тем, что надо быть совсем сумасшедшим, чтоб пытаться после Висконти воссоздавать на экране Рисорджименто.

   Закончу опять же реальными драгоценностями. Одну из бриллиантовых звезд, ценой в несколько миллионов долларов, в 1998 году грабители и украли из музея в венском замке Шенбрунн прямо с экспозиции, посвященной столетию со дня смерти Сисси. Причем для этого злоумышленникам не понадобились ни оружие, ни хитроумные компьютерные системы, блокирующие охранную сигнализацию. Канадец Жеральд Бланхард просто подменил драгоценную заколку для волос, изготовленную из золота, бриллиантов и жемчуга, на копеечную копию, купленную им тут же, в сувенирной лавке. Когда организаторы выставки обнаружили подлог, Бланхард с добычей был уже далеко.
  Поймали его лишь через десять лет и то случайно: расследуя дело об ограблении нескольких банков, канадская полиция проводила обыск в его доме в Виннипеге и обнаружила драгоценность. После чего уже приговоренный к восьми годам тюрьмы жулик рассказал про кражу заколки. После долгих экспертиз, согласований и утрясаний вопроса со страховой компанией, компенсировавшей в свое время стоимость похищенного, звезду Сисси наконец передали австрийцам. Однако в музее императрицы Елизаветы с тех пор выставляются только копии драгоценностей.