суббота, 27 сентября 2014 г.

Распутин и Императрица / Rasputin and the Empress, 1932

    Про свою особую привязанность к нафталинному кино я уже все уши прожужжала, поэтому само собой пропустить его не могла. Добротная развесистая клюква урожая 1932 года от фантазеров с голливудских холмов. Но в таких случаях я всегда оговариваюсь, все зависит от того, что вы настроены смотреть. Если исторически правдоподобный фильм, то документальные съемки и архивные документы – оригиналы вам в помощь, а если просто художественный фильм – вариацию на тему истории (правда, эта категория у меня тоже делится на две группы), то вэлкам к экрану. Итак, перед нами взаимоотношения царской семьи и Распутина в полном соответствии с заветом А.Дюма: "История подобна гвоздю, на который можно повесить все, что угодно."


  Следует отметить, что создатели фильма довольно ответственно подошли к костюмам и декорациям, если сильно не придираться к деталям. Обстановка церковной службы по поводу празднования 300–летия дома Романовых впечатляет размахом.



  Массовые сцены так и вообще нарезаны из документальной хроники и грамотно вписаны в общий видеоряд.



Царицка по обыкновению усталая и с больной головой.


   Некоторые сцены так и вообще словно ожившие картинки из многочисленных фотоальбомов любимой фрейлины царицы А.А. Вырубовой.



  Па – бам – с! Какая прелесть эти бюллетени.


   Григорий появляется при дворе по времени практически перед войной и, избавив цесаревича от боли с помощью гипнотических пассов и внушения, быстренько втирается в доверие. Далее его коварные планы реализуются в полном подчинении сознания цесаревича и мечтах по управлению Россией через Алексея, полностью отстранив от власти царскую чету. Вот такой коварный Гриша! Семейство Бэрриморов в главных ролях отдельный плюс этого фильма, иначе его и вовсе смотреть не было бы смысла.

Лайонел Бэрримор в роли Григория Распутина играет мимикой в лучших традициях Великого Немого

   Но честный офицер и человек Павел Чегодаев (прототип – Ф. Юсупов) в исполнении Джона Бэрримора спасает венценосную семью, да и Россию, от Распутина. К слову сказать, по просьбе царицы (омг!) и спасает. Но не надолго. Перед финальными титрами их все равно расстреляли.

Прекрасный энд dearly beloved Джон Бэрримор
 (мой самый любимый "немой" Холмс) в роли Павла Чегодаева

  Пару слов о том, чем этот фильм все-таки вляпался в историю. Сразу после выхода фильма на экраны княгиня Ирина Юсупова потребовала от студии MGM запретить ленту и возместить ей моральный ущерб, поскольку, по ее словам, "сцена, в которой Распутин насилует ее, является клеветой, так как изображает ее любовницей старца... События в фильме извращены и составляют клевету, унижение и изображают ее в постыдном виде". Княгиня Юсупова выиграла дело в британском суде и получила компенсацию в 750 тысяч долларов. Кроме того, кинокомпания согласилась извиниться перед княгиней и публично заявить, что княгиня Наташа в фильме – совершенно вымышленный персонаж и ничего общего с княгиней Ириной Юсуповой не имеет. Летом 1936 года претензии к создателям фильма предъявила княжеская чета Чегодаевых, выведенная в нем под своими именами, и тоже добилась компенсации от ответчиков. С этого момента в фильмах и появилась известная фраза про то, что все характеры вымышлены, а совпадения случайны.

   А теперь о том, что мне все-таки понравилось)). Я же откровенный фанат всяких деталей и, если вдруг таковые встречаются, они могут выписать индульгенцию всему фильму (если только он не совсем уж откровенное гэ)

Акцентирую внимание на подвеске царицы.

Этель Бэрримор в роли рефлексирующей Аликс.

    Теперь небольшой экскурс по теме "Императрица и свастика".  Скорее всего, интерес к этому символу возник у Александры Федоровны после того, как в конце 1901 г. рядом с императорской семьей появился французский экстрасенс Филипп. 20 сентября 1901 г. во Франции в Компьене произошла личная встреча Николая II с экстрасенсом, организованная "черногоркой" (вел. кн. Анастасией Николаевной). Осенью 1901 г. по личному приглашению Николая II, Филипп прибыл в Петербург. В основном он проводил время в Царском Селе, при императрице. Как раз в ноябре 1901 г. Александра Федоровна забеременела. Николай II и Александра Федоровна были твердо уверены, что именно в результате гипнотических пассов Филиппа, наконец – то родится мальчик. Беременность оказалось ложной, что стало страшным ударом по психике царицы. С этого времени свастика вошла в повседневную жизнь царицы и сопровождала буквально до ее смерти. Существует предположение, что увлечение этим символом связано с посещением императрицей масонской ложи "Звезда и крест", основанной этим самым шарлатаном – мистиком Филиппом в Царском Селе. Фрейлина императрицы София Буксгевден в своих воспоминаниях отмечала, что у императрицы было много маленьких вещичек, украшенных эдельвейсами из причудливых жемчужин или "несущих на себе свастику – символ вечности". Так масонская и восточная символики причудливо переплелись с православным мистицизмом императрицы. В общем, "наш друг" Распутин  появился и взрос на довольно удобренной почве.

  Свою любимую символику, в том или ином виде, царица распространяла и среди близких для нее людей. Из множества подарков, зарисованных в ювелирный альбом Николая II, привлекают внимание две галстучные булавки со свастикой. Это были подарки жены в 1903 и 1910 гг.

Страница ювелирного альбома Николая II
№ 289. От Аликс. Fridberg.
    Можно с уверенностью утверждать, что и свастика на радиаторе императорского автомобиля "Delaunnay-Belleville" царицыных рук дело – на счастье.


   Правда говорят, что и войдя в дом Ипатьевых первым делом что сделал царица, так это нарисовала свастику на стене, но я эту информацию не проверяла. 

А это уже мне на десерт. Случайный отзыв о фильме:
 С высоты 2012 года,  фильм поставлен слабо, потому что сейчас открылись истинные имена убийц Г. Распутина, предательство окружения императора, благородные порывы, отраженные в фильме принесли чудовищные последствия для страны, отзвуки которых до сих пор не улеглись и грохочут то здесь, то там ужасными перекосами в сознание людей и необратимости прошлого величия России, со временем вероятно откроются и другие интересные исторические факты.
Специально выделила! Осспаде, что в головах у этих людей, которые считают, что исключительно только убийство Распутина привело страну к краху! (*аццко, аццко гогочу)