среда, 27 января 2010 г.

Мулань / Hua Mulan (2009)


 Лежу себе болею, примус починяю, кино посматриваю. Давно уже ничего не видела кинокитайского. А мои давние знакомцы знают о моей трепетной любви к этому виду искусств. Нет, я сейчас без иронии,  мне действительно очень нравятся масштабные эпохальные ленты китайского производства, снятые с таким размахом, который могут себе позволить снимать только те, у кого реальная многотысячная массовка для батальных сцен обходится гораздо дешевле компьютерного клонирования. Не уступил в этом плане и новый фильм "Мулань".
  Хуа Мулань - это имя женщины, умудрившейся попасть на воинскую службу в абсолютно мужской армии. Ее приключения впервые были описаны в известной китайской музыкальной поэме "Баллада о Мулань" в 6-ом веке. К сожалению, первоначальный текст этого произведения был утрачен во времена правления династии Тан, поэтому за оригинал поэмы принято считать более позднюю работу 12 века. На протяжении веков и до наших дней ведутся споры, о том была ли Мулан исторической личностью или же это плод фантазии древних китайцев. Как бы то ни было, в конце 20-го века "Балладой" заинтересовалась компания "Дисней" и создала шедевр мультипликации под одноименным названием "Мулан".    К слову,  совершенно замечательный мультик,  на котором росли мои дети и который я многократно пересматривала с ними с не меньшим удовольствием. Удивительно, но мультипликационная сюжетная линия не сильно разнится с новой экранизацией, с той лишь разницей, что вместо фантастического присутствия в мультике дракона Му-шу (голос которому подарил Эдди Мэрфи) наблюдается не менее фантастическое присутствие в кинофильме российского певца криком Витаса (если кто еще помнит такого).

   Но иностранный мультик мультиком, а блокбастер родной, китайский, с зашкаливающим уровнем патриотического пафоса. Всё для родины, всё для победы. И жизнь, и любовь - всё летит в эту топку. А что уж говорить про жизни вверенных войск. Да кто их вообще считает! 


 Добрые 3/4 фильма хваленый генерал Хуа Мулань (Чжао Вэй, к слову, совершенно пресная в этой роли) только и делает, что бездарно губит товарищей по оружию, где из-за личной импульсивности, где из-за излишней самоуверенности. Губит, к слову сказать, красиво.      Батальные сцены - это изюминка фильма, отличная операторская работа. Жаль, что при таком актерском составе, бюджете и, повторюсь, отличной операторской работе, сценаристы явно не напрягались. Я даже не буду цепляться к тому, что личность Мулань не была инкогнито для непосредственного военачальника принца Вэньтая (прекрасный, прекрасный Чэнь Кунь). В конце концов, фильм имеет право на свою драматическую линию. И если уж финал задумывался таковым как он есть, где нет места хэппи-энду главных героев во имя мира и благополучия страны, то, пусть уж с ними, обозначают свои чувства на поле боя.


 Но! Влепить сюжетный поворот с фальшивой гибелью принца-генерала за ради того, что Мулань обрела героический дух - это уж точно ни в какие ворота. Изнуряющая война пошла на второе десятилетие, а боевой генерал вместо того, чтоб решать вопросы стратегии и тактики, бегает в робе простого солдата, чтоб Мулань сама раскрыла полководческие навыки. Ага, и снова ценой жизни сотен и тысяч. Категорически не понравилась эта сюжетная линия.

  Но зато финал очень трогательный и весьма логичный.
  Но что ни говори, жениться по любви не может ни один, ни один король!(с)



  Отдельное слово о Ху Цзюне. Его жужаньский кронпринц Моду вышел по-настоящему живым, если не самым харизматичным, персонажем фильма. Жадный до власти и наживы, умелый и расчетливый военачальник, готовый даже на отцеубийство ради достижения своей цели. Этот эпизод режиссер явно "подсмотрел" в ридлискоттовском Гладиаторе, от и до.