воскресенье, 8 декабря 2013 г.

"Этюде в кошмарных тонах" (1965): в поисках Джека Потрошителя.

   Приходится признать, что на вершине моего топа "любимых из любимых" Холмсов становится тесновато. Теперь там прочно обосновался и Джон Невилл, сыгравший Холмса в "A Study in Terror" (по аналогии с "A Study in Scarlet"). Невилл не просто представляет одного из каноничных Холмсов, ограничиваясь наличием скрипки, униформы и еще пары-другой узнаваемых деталей, он еще и внешне, как нельзя лучше соответствует традиционному восприятию образа великого сыщика. Не стар, не млад, высокие острые скулы, длинный нос, тяжёлые веки, пронзительный взгляд, ироничная улыбка - ну разве это не Холмс?


  В "A Study in Terror" задолго (а точнее, за 13 лет) до более известного широкой публике "Убийства по приказу" с Кристофером Пламмером, Шерлок Холмс озадачивается поимкой Джека Потрошителя. И уж тем более впервые обыгрывается версия причастности к серии убийств представителей высшей аристократии.

   Технически фильм сделан превосходно (не забываем, что снят он почти полстолетия назад) и смотрится гораздо лучше, чем ожидалось. Декорации, костюмы и реквизит замечательны и с большим вниманием к деталям во всем.  Ну,  может только платья проституток излишне чистые после прогулок по Уайтчепелу. Впрочем, и сам Уайтчепел представлен этаким бедным, но чистым рабочим районом, а не зловонной клоакой и средоточием отбросов общества, как это более привычно показывают современные кинематографисты.
   Естественно, что имея в анамнезе огромный разножанровый кинобагаж, этот фильм может показаться лишенным динамики и напряжения в развитии событий, но опять же делаем скидку на возраст фильма. Во всяком случае для меня он на голову выше ряда более поздних и технически совершенных фильмов шерлокианы.
    Ну что за прелесть эта троица! Про Холмса - Невилла уже сказано. Ватсона играет Дональд Хьюстон, и это отнюдь не глуповатый предмет мебели при Холмсе, а одна из первых попыток показать доктора как партнера - дублера сыщика. Лестрад - Фрэнк Финлей прекрасен уже одним своим внешним видом, но он отнюдь не комичен.
  

Сцена в баре "Ангел и корона", куда наши герои зашли в поисках информации, как предтеча образа Ватсона - кутилы из "Частой жизни Шерлока Холмса". Ишь как загорелись глаза при появлении на сцене разбитной певички!


   Ватсон вообще эмоционален и энергичен. Обратим внимание на лохматого бродяжку под тростью Ватсона. Да-да, это он - гений маскировки.



и лишь иронично - обалдело покачивает головой во время "сеанса односторонней игры" Холмса с уликами, а не таращит глаза: "Но КАК, Холмс?"


    Еще о портретности персонажей. Первое появление на эжкране Майкрофта Холмса, который внешне словно срисован с иллюстрации Сидни Пэйджета. Однако, увы, ни "проницательных, глубоко посаженных глаз цвета стали", ни "твёрдо очерченного рта", ни уж тем более "тонкой игры выражения лица". Местами несдержанность на грани с истеричностью этого джентльмена только раздражала.


Немного Канона.
Персидские туфли с загнутыми носами, которые Холмс выуживает из-под кресельных подушек.


"И кузнечик запиликает на скрипке ..."


О, мой ненавистный дирстокер и крылатка в клеточку. Зачем этот наряд нужен в городе - непонятно. Да видим мы, и так видим, что это Холмс. Не нужно таких толстых подсказок!


Пара сюрпризов.
Молодой и неприлично красивый Джон Фрейзер в роли лорда Карфакса.


Ой, а это кто у нас тут? Джуди Дэнч!


А вот и сам Джек Риппер.


   

Комментариев нет: