воскресенье, 21 июня 2015 г.

Умар ибн аль-Хаттаб / Farouk Omar (2012)

 

   Казалось бы, где я и где раздел кинематографии "исламские фильмы"? Но про то, что "пути неисповедимы" мы все в курсе, вот они меня и привели. Всё началось полгода назад с очередного витка саладино-мании, благодаря чему я и открыла для себя неизвестный ранее пласт арабских сериалов. Название "арабские" тут условно, не буду делить на сирийские, египетские и проч., бо как уяснила, что чаще всего сериалы являются совместным производством одних на деньги других и актеры снимаются и вовсе общие; так что в этом случае следует говорить о панарабской региональной тв-продукции. И чтоб подойти уже непосредственно к обсуждаемому сериалу, снова вернусь к Саладину, потому что лично для меня самый аутентичный Саладин (насколько вообще можно говорить об аутентичности кинообразов) - в исполнении сирийского актера Гассана Массуда. Его голливудская карьера хоть и ярка образами (Царсвтие Небесное, Пираты Карибского моря, Исход:цари и боги), но не столь значительна, чтоб о ней можно было говорить всерьез как об актерских достижениях. Скорее, приятный дополнительный штрих в карьере в виде всемирной узнаваемости. Другое дело - роли "домашние", духовные, глубокие. И именно по этому списку ролей и вышла на "Умар ибн аль-Хаттаб", где Гассан Массуд исполнял роль Абу Бакра ас-Сиддика - одного из первых сподвижников Пророка Мухаммеда, а после его смерти и первого исламского халифа.
  Тут, пожалуй, следует немного оговориться по поводу самого термина "исполнял роль". То, что сериал "Умар ибн аль-Хаттаб" продукт дорогостоящий и сделан на высоком техническом уровне (заявлено, что батальные и прочие спецэффекты ваяли ажно на голливудщине) не подлежит ни малейшему сомнению. Впрочем, сомнению не подлежит и само качество материала, с историчностью там очень строго, никаких вольностей в обыгрывании фактов. В конце концов, это не мылодрама, а сериал на религиозную тематику, традиционно приуроченный к показу во время Рамадана. И вот самый главный сюрприз сериала - впервые (!) показаны лица актеров - исполнителей ролей халифов, что вызвало массовый шквал критики в отношении сериала. Причем отдельные муфтии обращались с критикой во время традиционной пятничной молитвы."Что касается жизни мусульманских халифов и сподвижников Пророка, перенесенной на ТВ и киноэкран, это неправильно и приводит появлению недопустимого критического их изображения".
    Безусловно, запрет на показ лица Пророка Мухаммеда даже не обсуждается и такое святотатство может прийти в голову только ... да никому  в голову прийти не может просто по умолчанию настроек! Но вот относительно других персонажей "создатели фильма сочли допустимым показывать лица актеров - исполнителей ролей праведных халифов с целью лучшей передачи создаваемых ими образов", о чем любезно и сообщали в начале каждой серии. Правда так же еще и сообщали, что "фильм был одобрен авторитетными исламскими учеными мира". Этакое завуалированнное анонсирование, вроде и ученый одобрили фильм (историческую составляющую) и в то же время ни слова об отношению ученых к визуализации. В общем, покопалась из любопытства по архивам, копий было сломано вокруг сериала немерено с обеих сторон, но он имел место быть в эфирной сетке.
   Если отринуть скандальную сторону и оценить глазами простого зрителя, то сериал именно для меня оказался весьма познавательным. Ну, во-первых, кроме Пророка я теперь знаю и других деятелей ислама, стоявших у истоков зарождения и распространения религии, устаканились из обрывочных знаний в стройную последовательность этапы возникновения Арабского Халифата. Ну и самое главное - в чем же соль проблемы и корень отличий суннитов и шиитов. Всё! Спасибо сериалу, гуглу и паре книг по истории ислама. И если с духовным аспектом у меня на "вы", то в историческом плане теперь всё разложено по полочкам.
  О сюжете. Основанный на реальных событиях сериал, как следует из названия, сериал рассказывает о жизни второго праведного халифа Умара ибн аль-Хаттаба, одного из самых ярых последователей Пророка и первых исламских правителей. И само собой, раз дело происходило в одних и тех же временных рамках, освещена (и довольно подробно) жизнь и других известных личностей ислама, сподвижников Пророка Мухаммеда.
   Аравия, VII н.э. В борьбе с немногочисленными последователями новой религии, ислама, могущественное племя курайшитов хочет заручиться поддержкой бесстрашного Умара ибн аль-Хаттаба, который по их замыслу должен убить Пророка Мухаммеда и покончить с новой и монотеистической верой арабов раз и навсегда. Он же (Умар) вплоть до 6-го года от начала пророчества был явным противником ислама и мусульман. Но со временем пересмотрел взгляды на ислам (не без влияния и своей сестры, давшей ему прочитать Коран) и изъявил желание встретиться с Пророком Мухаммедом. После этого события Умар стал одним из ближайших его сподвижников. А после смерти Абу Бакра ас-Сиддика, Халифат возглавляет Умар ибн аль-Хаттаб, став вторым праведным халифом. Незаурядные личные качества Умара, его талант и умелое управление государством приводят к великим успехам арабского халифата. Идет значительное расширение пределов халифата с включением новых территорий, победоносно отвоеванных исламскими войсками у  Византийской Империи и сасанидской Персии.
 Огромную роль в поддержании стабильности в халифате играет и сама личность Умара. В распоряжение халифа поступают гигантские суммы доходов от налогов и доли добычи, кроме того, общественные земли и стада. В правление Умара все это остается действительно общественной собственностью. Выплаты ему и его семье даже скорее меньше, чем у других сахабов. В то время, как верхушка мусульман все больше перенимает роскошные привычки сасанидской и византийской знати, Умар продолжает вести подчеркнуто скромный образ жизни. Все это обеспечивает непререкаемый авторитет халифа. Он правит жёстко, но справедливо, чем и снискал в суннитской исторической традиции звание идеального правителя. Жизнь халифа Умара оборвалась на 60-м году жизни после того, как во время утреннего намаза он поучил 6 ножевых ранений от руки персидского раба-фанатика.
  Наверное, стоит сказать пару слов об актерской игре. Опять же, не хочется задевать столь спорную тему визуализации сподвижников, но скажу о своем опыте - мне  понравились абсолютно все актеры. Жаль, ничего не могу сказать о каждом из них, о степени их известности в региональном кинематографе, бо как кроме Гассана Массуда, сыгравшего Абу Бакра, никого не знаю. Но то, что каждый из них был на своем месте, без переигрываний или наоборот, недотягиваний до общего уровня - это не подлежит сомнению. Начиная смотреть, даже не могла представить, что 30 серий, состоящих почти на 85-90% диалогов на религиозно-политическую тематику, будут настолько увлекательны. К слову, тот самый экшн, произведенный с помощью голливудских мастеров, не очень-то и впечатлил. Да, это качественный прорыв для арабских сериалов (охохо, так рассуждаю, будто видела их не три, а добрых пару десятков)), но батальные сцены все равно до привычного глазу уровня не дотягивали. Но повторюсь, для меня в сериале вовсе не это было главным.
 Не знаю, смог бы вообще состояться такой полномасштабный и зрелищный сериал, в котором пятеро основных персонажей показывали бы только со спины или вообще говорили бы о них в третьем лице. Скорее всего нет, не было бы единой визуальной связки, для меня уж точно.

Абу Бакр ас-Сиддик ― Гассан Массуд (Ghassan Massoud)

Шикарные типажи и исполнители ролей праведных халифов: четвертый, второй и первый.

Али ибн Абу Талиб ― Ганэм Зрелли (Ghanem Zrelli)
Умар  ибн аль-Хаттаб ― Самер Исмаил (Samer Ismail)
 Абу Бакр ас-Сиддик ― Гассан Массуд (Ghassan Massoud)

 

   Редкий кадр в повествовании, когда мне не надо было напрягать память или же пополнять знания. Я узнала Зульфикар - знаменитый меч Пророка с раздвоенным лезвием, после его смерти перешедший Абу Талибу. 




   На войне, как на войне. Даже если одна из сторон и декларирует правое дело. Будь то война за веру или же война с вероотступниками.


И еще просто картинок бессистемно, бо как выбрать что-то специально и мало - невозможно. Отличные колоритные типажи. Причем колоритность аутентичная, а не нарочито гротескная. Отличные костюмы, декорации, локации. 




  




 П.С. Спасибо Гассану Массуду за подаренное удовольствие.
 П.П.С. А тема зарождения раннеисламской государственности меж тем оказалась очень интересной и привлекательной. Попробую посмотреть теперь сериалы, не нарушающие визуальных канонов. Хотя понимаю, что "Умар ибн аль-Хаттаб" задал весьма высокую планку, но вдруг получится?