среда, 24 июня 2015 г.

Shesh Anka (1963)


  С первых кадров фильма пред зрителем во всей красе предстает бизнесмен Судханши Гупта (Уттам Кумар). Молод, красив, респектабелен, уверено руководит бизнесом, личный домашний слуга пылинки сдувает со своего господина. Влюблен и любим дочерью известного и уважаемого судьи, с которой уже назначен день свадебной церемонии. На первый взгляд присутствуют все атрибуты "успешности" особы соответствующего социального статуса. Но это только на первый взгляд. Более пристальный взгляд на жизнь нашего героя открывается в деталях: и подчиненные не очень смекалисты и расторопны, и подобострастие личного слуги растворяется в мгновение ока стоит только хозяину покинуть апартаменты. Более того, слуга в сговоре с неизвестной (пока еще) личностью на предмет облегчения хозяйского сейфа. Правда грабитель оказывается весьма избирательным и похищает лишь некоторые драгоценности, фото из альбома и пару дневников.
   И лишь только отношения с Шомой (Шармила Тагор) не вызывают сомнения в искренности чувств. Однако, и тут есть свои скелеты в шкафу, которые обнажаются буквально в первые 15 минут повествования. Для мистера Гупты предстоящий брак уже второй. Известно, что у его первой жены Калпаны были психологические проблемы, и она покончила жизнь самоубийством, повторив подвиг Анны Карениной. Шома знает об этом, глубоко сочувствует и надеется на будущее счастье с Судханши. Хотя, я на её месте после ряда реплик во время машинной прогулки бежала бы от героя Уттама куда подальше, там такая бездна открывалась! Само собой, зрителю всегда все видно и понятно, а вот как быть влюбленной героине?
   И вот долгожданная брачная церемония прерывается появлением в доме некоей дамы в сопровождении адвоката, представляющего её интересы и "случайного свидетеля", которая утверждает, что она - Калпана (Сабитри Чаттерджи) - живая и невредимая жена мистера Гупты. Естественно, Судханши отрицает её претензии. Но тем не менее заварушка уже началась, и брачная церемония отложена до выяснения обстоятельств. Судханши мечется раненым зверем, но понимает, что ничего не может доказать - на лже-Калпане свадебные браслеты и украшения Калпаны, в семейном альбоме фото лже-Калпаны и даже дневники написаны её почерком. Казалось бы, ситуацию спасает свидетельство о смерти настоящей Калпаны, которое мистер Гупта предоставляет в полицию, одновременно заявив о воровстве драгоценностей. Следователь открывает уголовное дело. Но что это на самом деле: банальное воровство с попыткой шантажа, мошенничество в отношении "крупной рыбы" или намеренный срыв брачной церемонии?  Или же открывшаяся в финале правда окажется страшнее всех предположений?

  Безусловно, чтобы оценить в 2015 году фильм 1963 года, его надо стараться смотреть глазами зрителя того времени. Современный зритель уже поднаторел во всякого рода детективных сюжетах с поистине хичкоковскими поворотами и сама история появления лже-покойника для разоблачения героя уже не нова. Но тем не менее, есть своя особая прелесть в этих строгих черно-белых фильмах. А уж если эта "прелесть" еще и усиливается внешними и артистическими данными Уттама и Шармилы, то вывод однозначен - смотреть.


 Лучше Уттама в кадре может только быть много Уттама. И тут его действительно много. Он - главный герой с первого кадра до последнего без всяких там "дележек одеял" с героиней. Интересно показано на контрасте цвета и теней раскрытие характера героя от уверенного в себе "белого" к трагическому "черному". 
  Шома, в исполнении тогда еще совсем малоопытной по сравнению с маститым Уттамом Шармилой (да-да, даже уже имея за плечами Мир Апу и Богиню, в которых актриса в большей степени четко следовала указаниям Сатьяджита Рая, а не демонстрировала свое мастерство), являет тип современной городской девушки, умна и образована, но в большей степени является фоновой по отношению к главному герою, с чем актриса прекрасно справилась. 
  Равно как и фоновой ролью можно считать второй женский персонаж - лже-Кампану в исполнении Сабитри. Причем в данном случае, говоря о фоновых ролях, я вовсе не имею в виду, что они в роли "в виде мебели". Обе героини яркие, но, увы, не они главные на этом "празднике жизни", даже учитывая, что роль лже-Кампаны сюжетообразующа. 


    И совершенно нельзя не отметить отдельной строкой отличные перфомансы адвокатов Калпаны (причем его используют вслепую) и Судханши, их пикировки в суде, да и вообще вся судебная часть со свидетельскими допросами-расследованиями смотрится очень увлекательно. Замечательно сыгранный персонаж Бикаша Роя, истинное предназначение которого откроется в самом финале, в  мгновение ока меняющий заинтересованность на дурашливо-плебейскую маску "случайного свидетеля".


   Редкий случай, когда не хочется писать про фильм, что в нем не понравилось. Хотя и есть отдельные штрихи. Но эти претензии опять же отношу на свой счет, как зрителя, отягощенного 50-летним накопленным киноиндустрией опытом с момента выхода Shesh Anka.