вторник, 30 июня 2015 г.

Измена / Gaddaar (1973)


  Это просто уму не растяжимо, как я могла допустить такой пробел в фильмографии золотого века Болливуда! Тем более, что фильм совершенно отличен от традиционной масалы 70-х: там нет никакой романтики, нет отношений герой-героиня и только три (всего три!, но зато какие!) песни. И потрясающий актерский ансамбль. Лучшие из лучших! Семеро актеров -"злодеев" в ролях членов некоего преступного концерна. Пран, Мадан Пури, Ифтекхар (пожалуй, только его нельзя отнести к классическим болливудским злодеям), Ранджит, Манмохан, Рам Мохан, Анвар Хуссейн. Что, мало? Ах да, и примкнувший к ним Винод Кханна! Это на самом деле стильное и увлекательное развлечение в чистом виде. Фильм об одном преступлении, в котором "что-то пошло не так".
  Фильм начинается с появления Махараджи (опять же в исполнении еще одного типичного кинозлодея Аджита), получившего за продажу одного из своих участков 4 млн. денег. Его управляющий прячет деньги в гигантский сейф с довольно сложными системами безопасности и в довершении всего сейф находится за решеткой с электричеством. Ну, то есть самая что ни есть замануха для супер-профи. И вот время познакомиться с этими супер-профессионалами, для которых сложность - лишь часть азарта. Под интертитры, с музыкой так отчаянно напоминающей Эннио Морриконе, Пран (получивший долгожданный звонок) в голубом Кадиллаке объезжает своих подельников, оповещая одними и теми же условными знаками.



  Забавно, что "семь" в данном случае можно трактовать двояко: и как условный час сбора, и как знак, что работа для семерых. Показательно, что в эти несколько минут каждый из подельников "презентован" за конкретной работой, которая и делает команду командой, где каждый отвечает за свой участок. К слову, именно такое начало сбора компании чем-то навеяло об "Оушен 11", что опять же дает на некоторое время возможность двоякой интерпретации  мотивации героев. То ли "робингудство" из мести, то ли чистое ограбление ради наживы.
  Би Кей и его команда. Поверхностный инструктаж заранее подготовленного дела. Надеюсь, что дело было подготовлено тщательно, бо как на летучке быстренько отчитался о своих действиях только Сампат (Анвар Хуссейн), ответственный за акробатическое проникновение в здание. БК (Пран) великолепен в своем коралловом жилете и галстуке в огурцы!


  Но что там Пран со своим стильным клубным гардеробом. Ранджит! - вот кто настоящий Мистер Модный Приговор! Божебоже, розовое с черным, бейки, отстрочки, клепки, клапаны. А эта чудесная кремовая гипюровая рубаха с не менее чудесным шелковым шейным платком. Вах и ах!


   Но вернемся к нашим баранам. И это даже не поговорка)). Бо как тревожную кнопку Alarm надо было размещать не в комнате с сейфом во дворце Махараджи, а прямо в доме БК, чтоб они из него не выходили. Несмотря на радостные лица налетчиков перед началом операции, не просто "что-то пошло не так", а всё пошло не так с самого начала и на каждом этапе.


  С горем пополам таки вынесли награбленное под звуки сирены и прибывающей патрульной полицейской машины. БК ранен в перестрелке и просит Канхайя (Мадан Пури) бежать с деньгами отдельно от всех. После залихватской погони банда таки сбегает от полиции. Сбор назначен на утро в доме БК. Прождав до вечера так и не явившегося Канхайя, подельники понимают, что теперь "совсем все пошло не так"  -  тот с деньгами смылся)). В спешно оставленной  Канхайя квартире они сталкиваются с незнакомцем Раджей (Винод Кханна), который представляется им вором, работающим в одиночку. Он якобы прочитал в газетах о дерзком ограблении и пришел к Канхайя в надежде, что тот может дать ему информацию. Поняв, что Канхайя и сам был в деле, а теперь пропал, Раджа предлагает свою помощь в поимке беглеца в обмен на его долю. Естественно, БК энд Ко недовольны вмешательством наглеца, и тот быстренько ретируется.
  На следующий день банда (да, теперь смело можно их так называть, бо как никакой оправдательной мотивации ограбления, кроме наживы, нет) начинает собственное расследование и поиски Канхайя через его знакомую танцовщицу. О! Тут зрителям. как в интерьерах кабаре, так и у экранов, предстоит увидеть шестиминутное шоу - постановку что-то из серии "Одна ночь с Клеопатрой". Название вольное, только что мною придуманное, бо как номер отдельно объявлен не был, но оно точно отражает происходившее на сцене. Ну, про легенду об одной ночи с Клеопатрой, после которой у любовника не оставалось ни единого шанса на спасение, все наслышаны. Но как это выглядит в болливудском исполнении - нет, это поистине шедеврально. Я плакала и смеялась, смеялась и плакала все шесть минут.
  После выступления банда берет в оборот артистку, но чудесным образом она от них сбегает, чтоб оказаться в руках ... Раджи. Раджа, как мы уже понимаем, парень непрост и банда соглашается, что лучше иметь дело с ним, чем он в одиночку их обставит.
  Опять же, опять же этот модный прикид Ранджита! Теперь уже в полном комплекте с коричневыми брюками (идеальное сочетание с нежно-кремовой рубахой) и коричневым кожаным ремнем. Эх, туфли не отметила, не возвращаться же)


 Выбив из девицы фальшивое имя предателя, семеро (снова семеро) начинают поиски беглеца. Благодаря чему зрители получают прекрасную муджру Humne Dhundha Tujhe Kaha, экранизированную в виде исполнения разными танцовщицами в разных частях Индии во время их путешествия. Это на самом деле красиво и динамично. Египетская тема явно "не отпускает" хореографов и декораторов).


  О, мистер Ранджит! Скажите, скажите мне имя вашего стилиста! 



  Но не Ранджитом единым! Шелковый шарфик в огурцы модной сиренево-голубой расцветки делает и так прекрасного Винода Кханну просто неотразимым (*валить и трахать*)


  Наконец-то удача улыбается преследователям и они выходят на след Канхайя. Ну, как выходят, опять же усилиями Раджи, раскидавшего банду, нанятую тем для убийства своих вчерашних товарищей. Путь ведет в местечко Ранпур штата Химачал-Прадеш. И тут начинается может не самая интересная (сюжет динамичен и строен, хотя и предсказуем), но, безусловно, самая красивая часть фильма! Прекрасные натурные зимние съемки. Походу кто-то (а это был режиссер фильма) очень много смотрел спагетти-вестернов, бо как надо быть совсем слепым, чтоб не увидеть влияния моего любимого "зимнего" вестерна Серджио Корбуччи "Il Grande Silenzio" с Кински и Трентиньяном. А так как выше отметила, что и Лакшмикант - Пьярелал в этом фильме щедро припадали к источнику вдохновения музыки Эннио Морриконе, то на выходе имеем вот такую прекрасную карри-вестерн картинку. Мулы прекрасны паче всех!



  Как понимаем, предатель Канхайя был найден. Он прикупил себе отельчик, куда и перебрался с половозрелой дочерью и совсем еще маленьким сыном. И снова, как это уже неудивительно, успех миссии исключительно заслуга Раджи. Пока остальная банда отсиживалась и грелась у костра в пещере, он подвергал себя ежеминутному риску в ураганных заносах в безлюдной местности. Так кто он такой, этот герой - одиночка, в чем его корысть? Может быть он и в самом деле мошенник на голову выше всей банды БК, а может он нанятый Махараджей охотник за головами, а может и вовсе, как это банально ни звучит, полицейский под прикрытием? Но что за радость дальше пересказывать фильм. С деньгами и героями много еще чего случится. Во второй части фильма очень хорошо раскрываются характеры всех персонажей, их взаимоотношения в банде. Очень трогательные и доверительные отношения между "мозгом" банды - БК и Профессором (Ифтекхар). Кстати, "похотливий злодей", которым так привыкли видеть за долгую кинокарьеру Ранджита, тут вовсе не он, а Манмохан.
 Так, что я там выше говорила про самого модного мужчину фильма? Так вот, во второй части все рубашки с шарфиками скопом меркнут перед черной водолазкой Винода и свастикой на полгруди. Почему-то все время ждала, что он её обязательно использует а-ля сюрикэн. 



Краткое содержание второй части в картинках.


   Снова прекрасная природа и драматичный снежный переход под пронзительную музыку. Никак не нарадуюсь этим эпизодам.


И, конечно, классика жанра - mexican standoff.


Кто кого?