воскресенье, 25 июня 2017 г.

Ловушка / Ottaal (2014)


   Нет совершенно никакой разницы как зовут мальчика, в какой части мира он проживает, какого цвета его кожи и какие причудливые загогулины он старательно выводит на конверте. Это все тот же Ванька Жуков и пишет он, как и 130 лет тому назад, "на деревню дедушке Константину Макаровичу".
 Джаярадж Наир, работающий в южноиндийской киноиндустрии на языке малаялам, большой поклонник мировой литературной классики, справедливо считающий её вневременной и наднациональной. Обращение к классическим произведениям (Отелло, Антоний и Клеопатра), тонкое перенесение их на родную почву уже принесло ранее режиссёру признание критиков и зрителей. Не обошлась без множества наград (в том числе и Хрустальный Медведь берлинского кинофестиваля) и адаптация чеховского рассказа "Ванька".


   Искренний в несчастье, находящийся в темном затхлом помещении в окружении множества спящих вповалку таких же детей как и он сам, Куттаппайи начинает писать письмо деду о своем отчаянном положении. Воспоминания мальчика открывают зрителю живописные сельские места Южной Индии, где Куттаппайи и его дедушка ведут простой и бесхитростный образ жизни, максимально приближенный к естественной природе. Они выращивают стаи уток на обширных затопленных полях, ловят рыбу, любуются звездами и рассказывают друг другу истории. С тех пор, как восьмилетний ребенок потерял родителей, дедушка с большой нежностью опекает его. Жизнь наделенного творческими талантами мальчика, несмотря на то, что уже приходится сталкиваться с социальной несправедливостью,  кажется легкой и защищенной. До той поры, пока старик не заболевает, и будущее мальчика внезапно становится неопределенным. Единственная надежда деда устроить будущее своего внука в богатом доме разбивается об отказ хозяина. Деду ничего не остается делать, как принять предложение доставщика уток, лживо пообещавшего хорошие условия для мальчика в качестве работника по изготовлению фейерверков...
   Отправив тайно письмо, Куттапайи засыпает с надеждой начать свою жизнь заново в компании неграмотного деревенского почтальона, Безымянной собаки, богатого мальчишки Тинку и многого другого, что осталось в прошлой жизни.
  Удивительно пронзительный фильм о разбитых мечтах, сталкивающихся с жестокой реальностью мира, отмеченного нищетой и полным отсутствием равных возможностей. О судьбе и по сей день разделяемой миллионами детей во всем мире. Детей без детства.




  Джаярадж в одном из интервью рассказывал, что давно вынашивал идею адаптации "Ваньки", но концепция окончательно созрела, когда увидел в "The Hindu" фотографию, сделанную Ритураджем Конваром во время Ассамского наводнения 2014 года. 



  Фотография произвела на режиссёра глубокое впечатление, что он буквально грезил воспроизвести эту сцену в своем фильме. Тут и родилась идея, как именно снимать своего "Ваньку".