суббота, 1 июля 2017 г.

В ловушке / Trapped (2017)


   Едва только закончив просмотр фильма Викрамадитьи Мотване "Полет" (Udaan, 2010), я уже твердо знала, что в дальнейшем буду пристально следить за творчеством этого режиссера. До своего полнометражного дебюта Мотване прошел весьма неплохую практику в качестве помощника Санджая Лилы Бхансали, работал с Анурагом Кашьяпом и Дипой Мехта, занимался написанием сценариев. "Полет" принес ему известность, признание критиков и множество наград. Не подвел Мотване и своим следующим фильмом "Разбойник" (Lootera, 2013), о котором я постоянно упоминаю в тематических комментариях как о примере прекрасно поставленной романтической драме, но, увы, так и не сподоблюсь написать отдельного сообщения (за исключением выделения в тематическом блоге о вышивке см.>>>).
  Новый фильм "В ловушке" относится к жанру survival drama. Фильм снят на кончике нервов и является довольно универсальным для любого зрителя, без обособления различий западной и восточной ментальности. История проста до невозможности. Мелкий офисный клерк Шорья (Раджкумар Рао) таки осмеливается сообщить о своих чувствах Нури (Гианджали Тхапа), их роман получает довольно бурное развитие. Один нюанс - Нури вскоре должна вступить в договорной брак, организованный ее родственниками на родине. Шорья предлагает девушке руку и сердце, но в условиях его проживания в мужском переполненном общежитии дальнейшее пары весьма бесперспективно. Поспешность найти доступное жилье для будущей ячейки индийского общества заканчивается тем, что он переезжает в новый многоэтажный жилой комплекс, пустующий из-за строительных и юридических проблем. Лишь только квартира менеджера по строительству на тридцатькаком-то этаже пригодна к проживанию. Одинокий глуховатый охранник, присматривающий за зданием, не знает, что в доме есть поселенец, и Нури также не знает его нового адреса. Утро, обещавшее молодым радужные перспективы совместного бытия, становится настоящей трагедией для Шорьи, когда в спешке захлопывается дверь с ключами с обратной стороны. Он предпринимает некоторые первоначальные попытки разблокировать замок, но терпит неудачу.

   Экзистенциальное кино о выживании в четырех стенах срежиссировано блестяще, игра одного актера, который нервничает, борется со своими страхами и особенностями. Как выжить вегетарианцу, если единственная возможность пропитания - пойманный на зарешеченном балконе голубь? А еще наш герой панически боится крыс. А еще зарядки мобильного хватило только на ползвонка. А еще мутный "риэлтор" обманул насчет воды. Так начинается выживание в замкнутом пространстве, попытки привлечь к себе внимание, послания на картонке сначала зубной пастой, потом кровью, крики, борьба с зарешеченным балконом, собирание дождя. И безучастное медитирование под огни вечернего Мумбаи. Города, в котором кипит жизнь и в котором никому нет никакого дела до пропавшей "человеко-букашки". Фильм полностью в духе своих собратьев по жанру ("127 часов" и "Погребенный заживо"), с тем лишь отличием, что герои Джеймса Франко и Райана Рейнольдса находились в максимально ограниченном пространстве и с минимальным набором средств для маневров. Но у героя Раджкумара Рао, несмотря на пространственное преимущество, куда как больше поводов для эмоционального отчаяния, когда очередная попытка привлечь внимание, чуть забрезжившая надеждой на помощь со стороны, терпит фиаско.
 Удивительно богатый талантом актер Раджкумар Рао, в активе которого уже имеется национальная кинопремия за исполнение главной мужской роли в фильме "Шахид". До сего фильма помню его только по паре второстепенных ролей. Теперь буду более пристально следить за его работами.