суббота, 8 мая 2021 г.

Братья По Крови / The Blood Brothers (Гонконг, 1973)

  Режиссёра Чжан Чэ принято именовать “Крестным отцом Гонконгского кино”, и не без оснований. Он снял более 100 фильмов в "конюшне" Братьев Шао, и способствовал формированию бренда Shaw Brothers, сделав некоторые из самых известных фильмов старой школы кунг-фу, которые нынче считаются признанной классикой. Среди них и костюмированный эпос Кровные Братья (оригинальное название Ci Ma - Убить Ма).

  Этот фильм впервые переносит на экран художественную трактовку истории убийства Ма Синьи, успешного генерала и наместника времен поздней Цин. В свое время это убийство получило широкий резонанс еще из-за того, что исполнитель был боевым товарищем генерала Ма. 

  Итак. Чжан Вэньсян и Хуан Чун промышляют грабежами на дороге, но однажды им попадается "крепкий орешек", чьё кунг-фу оказывается гораздо лучше, чем они могли предположить. Это - пока еще неизвестный Ма Синьи. Но Ма полон амбиций и планов на будущее, поэтому рассматривает как знак появление таких напарников. Уверенная в своих силах троица объединяется для победы над другими бандами, чтобы привести их под свое знамя, или, что более важно, под знамя Ма. 

  Семена зла посеяны, когда Ма начинает желать жену Хуана Ми Лань, которая и сама влюбляется в Ма, видя в нем железный стержень и политически-карьерные устремления. Образованный Ма решает сдать экзамен на офицера, чтобы получить больше власти в качестве чиновника, и оставляет Чжана и Хуана присматривать и тренировать сформированную ими группировку. Через три года Ма призывает к себе товарищей, которым теперь предстоит стать солдатами армии Ма. Это был сложный период в истории цинского Китая с затяжным и получившим широкую поддержку Тайпинским восстанием, когда центральная маньчжурская власть уже не могла справиться своими силами и местной аристократии было разрешено формировать свои личные армии сначала для обороны, а потом и для борьбы с повстанцами. После окончательного подавления тайпинов, вкусившие власть хозяева мини-армий, конечно же, и не думали их распускать. С этого и пошел стремительно развиваться и так уже наметившийся закат династии Цин. Милитаристы приняли активное участие в свержении маньчжуров и еще долгое время формировали политику нового республиканского Китая ("эра милитаристов"), пока Гоминьдан в сотрудничестве с коммунистами не нанесли им сокрушительное поражение во время Северного похода 1926-27 гг. Но да ладно, это я уже сильно в историю закопалась :)

  А на экране сherchez la femme. Ма всё еще жаждет жены Хуана, но беспечный Хуан этого не замечает, и Ма вынашивает план, чтобы он и Ми Лань могли быть вместе навсегда. План с необратимыми и трагическими последствиями. Для всех троих братьев. Прямо-таки греческая трагедия в полном смысле. На мой взгляд, это недостаток фильма.

   Во всем остальном фильм великолепен. Если смотреть его глазами зрителя начала 70-х и понимать специфику гонконгского кинематографа того времени.

 Ти Лун в одной из своих редких в фильмографии ролей злодея делает фантастическую работу как Ма Синьи, амбициозного человека, который желает подниматься выше и выше и не рефлексирует, если ему для этого придется наступить на своих друзей. Он никогда не позиционирует себя злодеем, только человеком, который считает, что он заслуживает всего, что он пытается достичь. "Всё, что стоит у меня на пути, должно быть убрано!" У Куан Тай Чэня, вероятно, была самая легкая роль счастливого и невежественного Хуан Чуна, веселого человека, который по-настоящему не понимает глубины предательства своей жены и Ма, пока не становится слишком поздно. 

  Дэвид Цзян также дает одно из своих лучших выступлений в роли младшего брата и друга, и того, кто понимает, что происходит, но слишком поздно, чтобы остановить. По ходу фильма он несет на своих плечах всю тяжесть рассказчика истории, и в каждой сцене его бремя отражается на лице.

    Кинематография Чжан Чэ замечательна в стоп-кадрах и ускоренных масштабных эпизодах, которые не отвлекают от основного действия. Боевая хореография не бог весть какая, зрелищной не назвать, но вполне терпима. Бои в основном с оружием, но то, что "продает" их, - это актеры.  Финальный бой фильма, повторюсь, в плане хореографии малозначителен, но актерская игра тут исключительна. 

* да-да, в живот Ма Синьи воткнут клинок, он с ним так все пять минут экранного времени и дрался.

 А Елене Троянской Нанкинской только и остается вспоминать радостные времена, когда трое друзей только принесли клятву кровного братства.


Комментариев нет: