понедельник, 6 июня 2011 г.

Красавица Лакнау / Umrao Jaan, 2006


  Совершенная красота. Да - да,  масло маслянное! Но это именно тот случай,  когда никакие стилистические правила не работают,  ибо количество красоты на кв. см. пленки просто поражает воображение.
    Жила - была с родителями и младшим братом маленькая девочка Амиран,  счастливо жила. До той поры пока не вошла в период созревания. Именно в это время она становится  заложницей давних разборок взрослых мужчин. Амиран выкрадывают из мести, и продают в публичный дом в Лакнау -  центр развлечений и разврата.  Но это не какой-нибудь дешевый уличный притон,  это одно из элитных заведений,  где куртизанки в первую очередь совершенствуются в искусстве танца, стихосложения и умения вести беседы.  Но как ни крути, куртизанка она и есть куртизанка, хоть и рожденная от благородных родителей. Это только в Америке везет проституткам с Сансет бульвара, да и японским гейшам,  которые мемуары потом пишут. А в Индии 19 века  ни Ричардов Гиров,  ни Кенов Ватанабе не водилось. Вернее,  был один - Наваб Султан,  да не забываем,  что это Индия, 19 век ... и куртизанка. Очень грустная и печальная история. Взлет мотылька. Эфемерное счастье. И суровая реальность.


  Айшварья Рай роли Умрао (Амиран) просто божественна. Эстетический шок. Но именно это имеет и свои минусы - её героине не сочувствуешь. Не потому, что не вызывает жалости, а потому что её красота как анастезия  - замораживает все остальные чувства. Просто смотришь, как на объект искусства, и  восхищаешься, а разве восхищение может вызвать жалость или сочувствие? Мы же не сочувствуем Венере Милосской, что у неё нет рук.






  Часто встречала в отзывах, что пишут мол де фильм зануден, скучен, затянут,  на танцах -  песнях под звуки ситар чуть ли не засыпают. Возможно,  спорить не буду,  если настраиваться на развлекаловку. Но ведь фильм о куртизанке,  жившей в 19 веке! Откуда там взяться диско и поп-энергии? Это ж не Мулен Руж,  в конце концов/
  Все так и было в патриархальной колониальной Индии: тихо,  спокойно,  размеренно, будто в патоке или паутине. Из которой только путь один -  в следующее перерождение.
 Оттого и звучат лейтмотивом строчки из песни,  услышанной Амиран еще в детстве:

Несмотря на то, что ты сделал теперь,
О Боже, не делай этого снова -
Не создай меня дочерью в следующем рожденьи...

  П.С. Дурацкие локализаторы зачем-то переназвали "Umrao Jaan" "Красавицей Лакнау", видимо, чтоб избежать путаницы с фильмом 1981 года с Рекхой. Ну давайте тогда и "Анну Каренину" каждый раз называть по-новому, чтоб не путать с ранними экранизациями. Фу!