воскресенье, 7 октября 2012 г.

Он / El, 1953

   Как известно, сюрреалисты от кинематографа любили позаигрывать с психиатрией и психоанализом. Луис Бунюэль, будучи ярким и крупнейшим представителем этого течения, не остался в стороне и даже более того, по праву мог гордиться своим фильмом "Он"/ "El", снятым в Мексике в 1953 году. Сам Жак Лакан использовал фильм Бунюэля в качестве методического пособия для студентов, для демонстрации клинически точного описания симптомов паранойи. И тут изрядная доля аплодисментов причитается исполнителю главной роли Артуро де Кордове. Респектабельный холостяк дон Франсиско, одержимый идеей возвращения недвижимости некогда принадлежавшей его деду, становится не менее одержим идеей во чтобы то ни стало жениться на молодой барышне, с которой случай свел во время церковного обряда омовения ног. Привет фетишистам прекрасных женских ножек). Франсиско совершенно не смущает тот факт, что Глория помолвлена с его хорошим знакомым. В конце концов он добивается своего, но будучи патологическим ревнивцем, превращает её и свою жизнь в ад. Однако, не стоит рассматривать фильм исключительно, как "пособие по психоанализу". "Он" - это в первую очередь анархистская притча, антибуржуазная и антиклерикальная.



   А теперь о том, что же у меня в фильме вызвало бОльший восторг, чем сам фильм.
   По сюжету, Франсиско отвозит Глорию провести медовый месяц в Гуанахуато. Ведь именно здесь когда-то его деду принадлежала чуть ли не половина города, которую отняли враги. Они же и сейчас не допускают, чтоб Франсиско смог в судебном порядке отвоевать право на наследство. Враги, кругом одни враги. С этим уже всё понятно с первых минут фильма).
 Стоя на смотровой площадке, Франсиско показывает молодой супруге панораму города. 


 

   Смотришь восхищенно на всё это черно-белое великолепие и чувствуешь острую нехватку мексиканской колористики. Да здравствует гугль-картинки! И Гуанахауто заиграло красками. Благо, что за 60 лет в панораме города практически ничего не изменилось.


Центральная доминанта этого вида  ‒  Basilica Colegiata de Nuestra Senora de Guanajuato.



Смотровая площадка увенчана скульптурным изваянием некоего хлопчика в труселях и с факелом в руке.


   Ну конечно же, мне сразу стало интересно, что за герой засветился у Бунюэля)). "Пипила"( "El Pipila" на местном наречии означает индюк, бо как по преданию этот хлопчик был рябоват или веснушчат на лицо, чем и напоминал индюшку), настоящее имя которого сейчас попытаюсь написать без ошибок ‒ Хуан Хосе де лос Рейес Мартинес Амару (1782-1863). Действительно, местный герой, шахтер. Прославился подвигом в самом начале мексиканской войны за независимость, 28 сентября 1810 года.


   Восстание, начавшись в соседнем городе Долорес, быстро перекинулось и в Гуанахуато, где правящая верхушка испанцев забаррикадировалась с большим количеством серебра и прочих богатств в Alhóndiga de Granaditas. Слово "алондига" имеет арабское происхождение и обозначает склад. Склад этот на самом деле был каменной крепостью с высокими стенами.
Впечатляющее сооружение.


    Однако у него тоже была своя ахилессова пята ‒ деревянная дверь. А так как забарикадировавшиеся испанцы вели плотный мушкетный огонь по всем желающим приблизиться, этот самый Пипила и  придумал хитрость. Примотал к своей спине
каменную плиту, взял в руки солидный факел, пропитанный смолой, подполз под градом пуль и камней к двери, да и поджег ее. За что собственно благодарные потомки поставили ему памятник и соорудили скульптурную композицию в музее.


   Правда, некоторые источники утверждают, что Пипила мол де был не один, а шел в сопровождении других шахтеров, которые прикрывали его и приняли основной огонь на себя. Но в Гуанахуато для туристов нынче придерживаются версии единоличного подвига Пипилы. Ворвавшись в склад, повстанцы перебили всех узурпаторов, а Пипила, согласно легенде, изрек: "А что бы нам такого еще поджечь?". Кстати, если посмотреть на даты его жизни, то прожил он весьма недурно для своего времени и профессии - 79 лет.

 Вернемся от Пипилы к Бунюэлю. Вернее, к городу запечатленному его операторами.

 

 Классический фотообъект для туристов, что в 50-е, что в 2000-е.


Улочки. Такое впечатление, что тут тоже мало что поменялось. И это на самом деле здорово! Даже фонари одинаковые)







Площадь перед Базиликой, по которой герои фильма направляются в отель.



Почему-то захотелось поставить Гуанахуато в вэйт-лист поездок). А еще там есть Музей Мумий, но это уже совсем другая история, к фильму никакого отношения не имеющая)