понедельник, 5 мая 2014 г.

Обзор: RMS TITANIC

 Ледяной горою айсберг из тумана вырастает ...


11 кино-Титаников. И это еще не конец. 


Спасшаяся с "Титаника" / Saved from the Titanic (США, 1912)



     И хоть фильм на сегодняшний день считается утраченным и соответственно никем из современников не виденным, невозможно обойти его в обзоре. Это самый первый фильм о трагедии, вышедший на экраны спустя всего 29 дней после события! В течении 10 минут экранного времени Дороти Гибсон, уцелевшая после катастрофы, рассказывает своим родителям и жениху Джеку - лейтенанту ВМС США - о гибели суперлайнера. Мать Дороти, потрясенная рассказом, просит Джека уйти из флота, но он считает, что долг перед страной важнее. Отец Дороти, восхищаясь патриотизмом будущего зятя, дает свое благословение на брак. Эта театрализованная сцена перемежалась со специально обработанными фотографиями айсбергов, эпизодами фактической кинохроники запуска Титаника и фото капитана Смита на борту Олимпика, который по сути явлется чуть менее роскошным братом-близнецом Титаника. Дороти Гибсон сыграла саму себя. После отдыха в Европе она возвращалась на Титанике в Нью-Йорк, чтоб приступить к работе над новой постановкой. Примечательно, что в этом фильме она была в том же самом платье, что и в ночь трагедии. Фильм вызвал огромный ажиотаж и в такой же мере осуждение за капитализацию трагедии.

_________________________________________________________________________________

Ночь во льдах / In Nacht und Eis (Германия, 1912)

   Этот немецкий фильм вышел на экраны через полгода после гибели Титаника и был для своего времени большой эпопеей, сравнимой по значимости с Титаником Кэмерона 85 лет спустя. Этот фильм имел хронометраж в 35 минут, когда большинство фильмов были не дольше 10 минут. Большинство сцен снято в студии, но ради реализма палубные съемки проходили на борту немецкого лайнера Kaisern Auguste Victoria. Катастрофу лайнера воссоздали в небольшом бассейне с помощью макета Титаника размером с игрушечный кораблик и кусков льда. И хотя эти спецэффекты кажутся довольно примитивными сегодня и вызывают улыбку умиления, для своего времни они считались весьма прогрессивными.


    Как давний поклонник Великого Немого не могу удержаться от подробной раскадровки момента обнаружения айсберга. Они там добрых пять минут бегали по мостику туда-сюда, привлекая всех офицеров подивиться на то, что скоро им придет каюк. Капитан Смит, безусловно, самый харизматичный персонаж. Так и хочется озвучить: "Ё-маё, что ж я сделал!"


   Помимо самого момента трагедии в фильме изображены и социальные слои путешественников. Первый класс праздно дефилирует по палубе, удивляясь размаху и роскоши корабля, а преставители второго класса развлекают себя на своей палубе играми. Пассажиры третьего класса явно не показаны, но есть трудящиеся в недрах корабля кочегары. В соответствии с техническими возможностями того времени сцены из черно-белой пленки тонированы в различные цвета, чтобы усилить визуальное воздействие. В самый драматичный красный окрашены сцены в машинном отделении, синий  оттенок создает иллюзию холода Атлантики, а желто-горчичный - тепло и уют внутрикорабельного пространства.
  Так же в фильме отражен и пример личного героизма радиста, оставшегося на борту для передачи сигналы бедствия до последней секунды. Сначала он выпроваживает второго радиста, чтоб тот спасался, а потом отказывается уходить сам, когда капитан освободил его от обязанностей. Капитан тут снова красавчик)). Заходит к радистам по щиколотку в воде и так отчаянно разводит руками и жестикулирует будто до сих пор не может понять, что ж такое случилось.


    В конце капитан тоже проявит героизм. Когда его смоет с тонущего корабля волной, он сначала спасет одного пассажира, вплавь его достатвив до шлюпки, а потом уплывет назад погибать со своим кораблем. Fin.
  Кстати, этот фильм тоже считался утраченным, пока на волне ажиотажа фильма Кэмерона один немецкий кинолюбитель не обнаружил пленку у себя в архивах. Чудо! Безусловная кинематографическая ценность фильма на сегодняшний день, что это первый сохранившийся фильм о трагедии, снятый по горячим следам.
_________________________________________________________________________________

Атлантик / Atlantic (Великобритания, 1929)

  Сильно беллетризированная экранизация о первом и последнем вояже Титаника. Первый звуковой фильм о Титанике и первый британский звуковой фильм вообще. В связи с угрозами судебного преследования со стороны тогда еще существовавшей White Star Line -компании-владельца Титаника - из фильма убраны упомнинания о Титанике и заменены на нейтральный Атлантик. К слову, корабль с таким названием тоже принадлежал когда-то WSL, но сгинул лет за 40 до Тианика.
  Так как это первый звуковой фильм, то в нем и впервые и звучит христианский гимн "Ближе к тебе, о Господи”, который потом будет исполняться  оркестром на борту тонущего Титаника абсолютно во всех экранизациях. И хотя оркестр действительно играл на палубе, чтобы успокоить пассажиров, выбор этой песни по праву считается легендой. Миф о последнем гимне родился задолго до выхода этого фильма. Но, увы, свидетели последней исполняемой мелодии остались вместе с оркестром в глубинах Атлантики. А пассажиры в шлюпках просто не могли ничего слышать со своих мест.
  Сцена ухода Титаника под воду была переделана в окончательном монтаже: из кадра были убраны лодки со спасшимися пассажирами, чтоб не травмировать чувства  реальных пассажиров, выживших в ночь трагедии.



_________________________________________________________________________________

Титаник / Titanic (Германия, 1943)

   Немецкий пропагандистский фильм, часто называемый "нацистским Титаником" или "Титаником Геббельса", снятый по заказу министра народного просвещения и пропаганды Третьего рейха. Главная идеей фильма была попытка дискредитировать капиталистические отношения Великобритании и США и вместе с тем "прославить мужество и самоотверженность немецких мужчин". Брюс Исмей, типично изображаемый в фильмах жалким трусом, здесь становится самим олицетворением корпоративного зла и жадности. Первый помощник капитана Уильям Мердок был заменен на вымышленного персонажа офицера Петерсона, немца по происхождению. Петерсон показан единственным здравомыслящим человеком на корабле, который между тем разговаривает с капитаном и в присутсвии Исмея на таких повышенных тонах, что просто диву даешься, какая там субординация). Также и представители элиты выведены бессердечными трусами, идущими буквально по головам ради места на спасательных шлюпках, в то время как пассажиры третьего класса, особенно немецкие, являются самоотверженными и героическими.
   Вот визуальное вополщение британского капитализма в лице Брюса Исмея и честного офицера, истинного арийца Петерсона.



   В фильме впервые появляется линия спасения запертого товарища в уже тонущем корабле, которая впоследствии тоже будет использоваться для усиления драматической составляющей.


   Закулисная история фильма трагична не в меньшей степени, чем история самого Титаника. Режиссер картины Герберт Зелпин был крайне недоволен сценарием и выступал с резкой критикой в адрес офицеров-консультантов фильма, которым из всех обязанностей больше всего удавалось волочиться за актрисами, занятыми в съемках. 31 июля 1942 года Зелпин был арестован гестапо, а 1 августа он повесился в собственной камере. До сих пор нет ответа, что это было: реальное самоубийство или же инсценированное. Там вообще интересная история, что сдал его друг и сценарист, которого же сам Зелпин и привел в ленту. Фильм доснимался другим режиссером. Но к моменту окончания в 1943 году союзники уже активно утюжили ковровыми бомбардировками немецкие города, что показ фильма, рассказывающий о гибели большого количества людей, посчитали неэтичным. А после войны и вовсе запретили до середины 50-х . Съемки фильма проходили на немецком лайнере Cap Arcona. В 1945 г. он был использован для эвакуации заключенных из концлагеря, которые могли бы стать свидетелями военных преступлений. Но по злой иронии судьбы судно подверглось бомбардировке британскими ВВС, уверенными, что на корабле находятся солдаты вермахта. Число погибших более чем троекратно превышает число погибших на Титанике - 5000 человек.

_________________________________________________________________________________

Титаник / Titanic (США, 1953)

   И хоть фильм принято шпынять "титаниковедами" за кучу исторических ляпов и технических неточностей, благодаря сюжетной линии он до сих пор остается привлекательным для зрителя. Впервые в т.н. титаникографии показана вымышленная история трагедии одной семьи на фоне трагедии корабля. В каком-то смысле этот фильм стоит у истоков жанра фильмов-катастроф. Так же впервые в фильме появляется персонаж, основанный на характере реальной "непотопляемой" Молли Браун. Но изображение Браун дерзкой картежницей не совсем точно и довольно гротескно, и именно этот первый образ будет сильно влиять на характеры Молли Браун, появляющиеся в большинстве последующих фильмах о Титанике. К слову, тонкое замечание главного героя: "Почему англичане считают необходимым объявлять обед, как будто это кавалерийская атака",  дословно процитирует Молли Браун в Титанике Кэмерона. В этом фильме много еще штрихов и линий, хорошо знакомых нам по поздним экранизациям.
  Для фильма впервые была сделана уменьшенная копия Титаника длиной 8,5 метра и весом в одну тонну. После съемок макет корабля был использован в фильме "Джентльмены предпочитают блондинок”, где изображал трансатлантический лайнер Queen Mary.



_________________________________________________________________________________

Гибель "Титаника" / A Night To Remember (США, 1958)

  С момента первого просмотра пару лет назад фильм прочно занял одно из первых мест в моем личном рейтинге титаникографии. Фильм, снятый по тщательно проработанной книге Уолтера Лорда "Night To Remember”, рассказывает о реальных участниках трагедии. Главным персонажем картины является второй помощник капитана офицер Чарльз Герберт Лайтоллер. "Титановедами" этот фильм и пой сей день считается наиболее достоверным, даже с учетом ряда неточностей. Я "титановед" весьма поверхностный, на уровне эмоционального восприятия трагедии, а не технических точностей, но фильм и впрямь настолько мощный не только для своего времни, но и сейчас, что достоин стоять на одной ступени с фильмом Кэмерона. В принципе, если из Титаника Кэмерона убрать историю Джека и Розы и цветность - это и будет фильм 1958 года. За исключением ряда технических деталей, которые просто не были известны в то время: о том, что Титаник разломился пополам впервые узнали только в 1985 году. До того времени во всех экранизациях он тонул целиком.




    Более того, те же самые "титановеды" нашли 26 случаев буквального цитирования этого фильма в фильме 1997 года. В этом роликие лишь часть из них. Но я отнюдь не считаю это укором в сторону Кэмерона. Напротив! Если это сделано на более высоком техническом уровне, то ничего кроме удовольствия вызывать не может. Ну право слово, это все равно, что Тарантино обвинять в заимствованиях))


    Из закулисья. Четвертый помощник капитана Титаника Джозеф Боксхолл был техническим консультантом картины. Лайтоллер к тому времени уже умер, и на съемках присутствовала его жена.  Лоуренс Бизли, школьный учитель и выживший пассажир второго класса, который позже будет изображен Дэвидом Уорнером в "S.O.S. Titanic", был еще жив во время съемок этого фильма и решил поучаствовать в массовке, чтоб на этот раз "утонуть с кораблем". Дедушке на тот момент уже 81 годок был, чего только в голову не придет). Но режиссер вовремя заметил и пресек такое самоуправство на площадке.

 "A Night To Remember" стал настолько эпохальным фильмом своего времни, что прошел 21 год прежде чем решились на следующую экранизацию.

_________________________________________________________________________________

Спасите "Титаник" / S.O.S. Titanic (Великобритания, США, 1979)

   Первый цветной фильм о Титанике изначально предполагали снимать как обновленную версию фильма "A Night To Remember". Однако стал самостоятельной картиной, показавшей весь путь пассажиров Титаника от отправления из Саутгемптона до прибытия "Карпатии”. Несмотря на явно ограниченный бюджет, и на мой взгляд ужастный мисткаст отдельных характеров, этот фильм имеет уникальную повествовательную структуру, и это является первым фильмом о Титанике, в котором широко показана жизнь пассажиров второго класса. Хотя существуют десятки центральных персонажей, фильм сосредотачивается на трех парах в каждом из трех классов. В первом классе это  мультимиллионер Джон Джейкоб Астор и его молодая жена Мадлен. В третьем классе молодой ирландский иммигрант увлечен таинственной белокурой красоткой. Но главный судовой роман, получивший большинство экранного времени, между двумя пассажирами второго класса,  учителями. Характер Дэвида Уорнера, Лоуренс Бизли (тот самый, который хотел нарнуть на съемках предыдущего фильма), был настоящим школьным учитель и остался в живых после гибели Титаника. Именно он написал самую первую книгу о трагедии, которая была опубликована всего через шесть недель после событий. Но американская учительница, которую герой Уорнера встречает в корабельной библиотеке, персонаж целиком вымышленный.

   Некоторые кадры тонущего лайнера были взяты из фильма "A Night To Remember” и раскрашены. Сцены на борту снимались на легендарной Queen Mary, построенной в 1936 году и бывшей долгое время самым быстрым и комфортабельным лайнером на маршруте между Старым и Новым Светом.




  Дэвид Уорнер снимется еще раз в фильме о Титанике. У Кэмерона он сыграет детектива Лавджоя, который будет преследовать сладкую парочку Джека и Розу. И еще, фраза дозорного в "вороньем гнезде": "Там есть лед. Я чувствую его запах." впервые произносится именно в этом телефильме.
_________________________________________________________________________________

Поднять Титаник / Raise the Titanic (Великобритания, США, 1980)

   Феерическая хрень, удостоенная сразу трех  Золотых Малин. Сюжет является попыткой связать исторические события из совершенно разных временных эпох и превратить их в триллер времен холодной войны. Министерство обороны США планирует построить лазерный щит вокруг границ, который будет блокировать любые ядерные ракеты, запущенные из Советского Союза. Хо! За три года до объявленной Рейганом СОИ. И единственный способ питания массивной системы - редкий минерал, о котором известно, что он точно находится в сейфах Титаника. Вашингтон не заботят ни расходы, ни факт осквернения братской могилы, если это поможет побить факинг рашен.


  Единственное, что в фильме заслуживает внимания - эпизод поднятия Титаника. Это и впрямь очень здорово смотрится, с учетом неизвестности факта разлома. Равно как и последующая буксировака корабля в Нью-Йорк выглядит очень символично, как финальная точка в плавании.


 Производство фильма стало огромным бедствием. Модель Титаника для фильма была построена за $350 000. Когда же выяснилось, что она слишком велика для водного резервуара, где планировалось проводить съемки, пришлось возводить резервуар большего размера, на что ушло ещё $6 млн. Не удивительно, что фильм не смог окупиться.

_________________________________________________________________________________

Титаник / Titanic (Канада, CША, 1996)

   "Любимая" экранизация титаниковедов всех мастей. Большим нападкам не подвергался ни один другой фильм о Титанике. Именно здесь больше всего наловлено блох-киноляпов. Наверное, это закономерно, если снимать по принципу "куй железо, пока горячо". А железо медиа-шумихи, которая окружала производство блокбастера Джеймса Кэмерона, разогрелось ого-го как! И под шумок быстренько делается мини-сериал, который в первый вечер показа даже имел неплохие рейтинги, а потом моментально сдулся. Но я-то вовсе не привередливый титатиниковед, и потому эта версия Титаника, как идеальной сцены для мыльной оперы не вызывает у меня ни отторжения, ни восторга. Хотя иногда хочется сказать по ходу действа, что "этого не могло быть никогда!". Зато на красивую пару Зета-Джонс и Галлахер посмотреть приятно. К слову, и вторая романтическая линия между пассажирами третьего класса тоже довольно интересна, равно как "духовный рост" одного из главных героев, профессионального воришки.


    Для съемок на борту Титаника были построены декорации, а общий вид корабля, его столкновение с айсбергом и потопление были полностью сделаны на компьютере. Примечателен этот мини-сериал тем, что впервые в титаникографии показан разлом судна на две части.

P.S. Пересмотрела. Нормальное домохозяйское мыло для фонового режима. И платья у Зета-Джонс прекрасны)

_________________________________________________________________________________

Титаник / Titanic (США, 1997)


   Писать про этот фильм дело совершенно неблагодарное, бо как писано - переписано, специалистами исследовано, снято фильмов о фильме предостаточно. Несмотря то, что вы лично думаете и как относитесь к приторно-сладкой истории любви, стоящей в центре блокбастера, должны признать, что это первый, и на сегодняшний день единственный, фильм с такой богатой информацией, высоким бюджетом и технологией съемки. Все это в полной мере внушает зрителю масштаб и богатство Титаника, пока он был на плаву, и разрушительную трагедию и человеческие страдания, когда он тонул. И этот фильм, безусловно, наиболее грандиозный и тщательно выполненный из когда-либо ранее сделанных фильмов о Титанике. Да-да, даже несмотря на ряд незначительных ошибочных деталей, которые титаниковеды сразу скрупулезно подсчитали. Самый большой прокол, вменяемый фильму, связан как раз с лавстори. Не с самой историей как таковой, а именно невозможностью взаимоотношений между пассажирами первого и третьего класса. Никогда и никаким образом они не могли пересечься на корабле, не говоря о том, чтоб пассажир третьего класса без особых препятствий проникал на палубу первого класса. Если только по личной просьбе Георга V могли бы позволить такое отклонение от неукоснительно соблюдаемых правил. Ну да ладно, критики на то и критики.
 Этот фильм, как мне видится, надолго отбил охоту у желающих снять о Титанике что-либо подобное при здравствующем Кэмероне. И никакое развитие технологий не способно улучшить его ни на йоту. Документальную достоверность можно лишь повторить, но никак не переплюнуть. Да и кому лучше знать об этой достоверности, как не самому Кэмерону,  в общей сложности проведшему на Титанике времени больше любого из пассажиров того злополучного рейса. Всё последующее снимаемое на тему Титаника будет обречено на сравнение, увы.

_________________________________________________________________________________

Титаник / Titanic (Великобритания, 2012)

 Время идет и корабль снова плывет. К 100-летней годовщине британские телевизионщики выпустили мини-сериал о Титанике. И знаете что хочется сказать - это отличный фильм для своего формата. Если вы по каким-то причинам его не видели, посмотрите обязательно.



  Насколько силен фильм Кэмерона в отображении трагедии самого Титаника, настолько и это сериал хорош в отражении трагедий пассажиров. Этот сериал о людях на Титанике, личные драмы которых начались задолго до того, как они взошли на корабль. Очень необычно показаны развития сюжетных линий, каждая серия словно разматывает отдельные клубочки, за нити которых потянули вначале и при этом событие показывается с разных точек зрения разных персонажей. Первая серия глазами пассажиров первого и второго класса, вторая - взгляд на события пассажиров второго и третьего класса, третья - точка зрения офицеров и стюардов, ну а четвертая, да, финал. Только он расставит все точки в том роковом путешествии.

_________________________________________________________________________________

P.S.  Кроме того, в том же 2012 году был выпущен еще один сериал, "Титаник: Кровь и сталь", о строительстве корабля до момента спуска на воду. И я даже его смотрела. Но, увы, не помню вообще ни одной сюжетной линии, и даже картинки из сериала мне не помогают освежить память). Хотя посмотрела на Кинопоиске рейтинг довольно высокий... что за провалы в памяти?))
  И есть еще  мокбастер  "Титаник II" (другое название "Айсберг") 2010 года. Вот его я как раз помню, хоть и просмотрела минут 15, а потом на быстрой перемотке. Не вздумайте вляпаться и даже тратить время на закачку.