среда, 11 октября 2017 г.

Амитабх Баччан. 75.


  Засучив рукава и размяв пальцы, я внезапно осознала, что совершенно не умею писать трибьюты, будь то дань памяти, посвящение к дню рождения или просто в знак уважения любимому артисту. Амитабху Баччану — 75! И этим всё сказано. Разве есть еще какие‒то не прозвучавшие слова и эпитеты в адрес Короля Болливуда! Биографические и творческие подробности поклонникам и так известны, а просто любопытствующим википедия в помощь.
  О своей любви к означенной персоне я и так периодически вспоминаю по делу и без, даже простейший дурацкий флешмоб не может обойтись без Биг Би ;). И как уже упоминала неоднократно, в моем восприятии существует два Баччана: Баччан первого десятилетия своей карьеры, золотого века масалы, и Баччан современный, он и по сей день активно востребован в индустрии. Удивительным образом так сложилось, что единственный блог селебрити, который я читаю, это блог старшего Баччана, блог человека познавшего дзен и вселенскую мудрость. А когда хочется визуального праздника, то возвращаюсь к старым фильмам, благо современные возможности коммуникации позволяют знакомиться с работами, до которых Совэкспортфильму в свое время не было никакого дела.
   В архиве порядком накопилось всяко‒разных скринкапсов из фильмов Биг Би разных лет. По хорошему, все эти фильмы достойны отдельных полноценных обзоров, но, подозревая, что у меня до этого так и не дойдут руки, накидаю их тут. Это и будет моим поздравлением любимому актеру с юбилеем. 

Торговец / Saudagar / 1973
 Драматический фильм о сборщике пальмового сока, который убеждает в своих чувствах и женится на вдове Маджуби (лучшей варщице сладкой карамели) с одной лишь целью ‒‒ заработать необходимую сумму калыма для последующей женитьбы на красавице из соседней деревни. Сезон окончен, деньги собраны, вдова слышит от вчера еще внимательного и заботливого мужа "талак, талак, талак". Молодая жена входит хозяйкой в дом Моти, но, увы, она оказывается совершенно неприспособленной к ведению домашнего хозяйства, что уж говорить о варке сока, в которой Маджуби не было равных в округе. Бизнес Моти стремительно разрушается ...
  Фильм был представлен от Индии на Оскар. Одна из ролей ранней фильмографии Баччана, ярко демонстрирующая силу его драматического таланта. Еще до того, как он стал суперзвездой. 




Затянувшаяся расплата / Zanjeer / 1973
 Про такие фильмы принято говорить ‒‒ назавтра он проснулся знаменитым. Родилось новое, несвойственное прежнему индийскому кинематографу, амплуа "сердитого молодого человека". Точнее, "сердитый молодой человек" уже примеривался на Баччана в Ананде (1971), но именно тут он обрел тот самый вид, на долгие годы ставшее визитной карточкой актера. Но у всего есть и обратная сторона. "Сердитый молодой человек" отнял у кинематографа сильного драматического актера. Жанровые рамки не всегда давали Биг Би проявлять в полную мощь свои актерские возможности, но статус суперзвезды со всеми вытекающими весьма неплохая компенсация


 *дайте две!


Вынужденные обстоятельства / Majboor / 1974
  Менеджер Рави Кханна, на содержании которого находится мать, сестра–инвалид и младший брат, внезапно подвергается атакам сильнейшей головной боли. Визит к врачу и обследование дает неутешительный прогноз ― опухоль мозга и несколько месяцев жизни. Желая обеспечить будущее своей семьи, Рави решает выдать себя за убийцу, за поимку которого объявлена крупная сумма. Находясь в тюрьме в ожидании исполнения приговора, Рави с очередным приступом головной боли попадает в руки чудо–доктора, который проводит ему успешную операцию. Теперь перед Рави стоит другая задача ― очистить свое имя. Для этого ему надо сбежать из тюрьмы  и найти настоящего убийцу.




Стена / Deewaar / 1975
 И снова я спотыкаюсь о Стену. Сколько раз уже обещала себе, что "когда–нибудь я напишу" про этот фильм. Но это не просто сложно, это архисложно ― писать обзор на суперхит, который уже стал классикой. Сильнейшая криминальная драма, с глубокими психологическими пластами и великолепными актерскими работами Амитабха Баччана и Шаши Капура в ролях родных братьев, стоящих по разные стороны закона.
 В общем, пока снова без слов, одни картинки. Много картинок. Практически краткое содержание фильма.









Лучший фильм года, лучший режиссер, лучший актер второго плана, лучшая история, лучший сценарий, лучшие диалоги, лучший звук. Но номинация на лучшего актера осталась всего лишь номинацией. Да, я (да и большинство критиков и зрителей) до сих пор считаю, что  Баччана "ограбили" в том году, отдав награду Сандживу Кумару, актеру очень достойному, но не в этот раз.

Сердцеед / Hera Pheri / 1976
Масала в чистом виде от одного из родоначальников жанра Пракаша Мехры. А это значит, "все жанры мира в гости к нам". И комедия, и трагедия, и драма, и мелодрама, и боевик, и криминал, ну, только глобальной катастрофы не хватает. But who cares?)). Дуэт Амитабха Баччана и Винода Кханны в полном своем великолепии. И если начать капсить картинки из фильма, то их будет и вовсе неприличное количество. Поэтому драматически отыгранный Баччаном музыкальный номер, когда его герой узнает, что тот, кого он все время считал своим ближайшим другом, оказывается врагом. Вай, любимая линия масалы ― dushman/dost.
Потрясающая экранная химия Амитабха и Винода (#Vinotabh), никогда не получается "болеть" за какого–то одного из героев.




Цена дружбы / Khoon Pasina / 1977
Этот фильм прекрасное доказательство тому, что ни первоклассный актерский состав, ни отличный сценарист, ни замечательные композиторы, ни профессиональное продюсирование, ни даже сочетание этих факторов на одной площадке не является гарантией хорошего фильма. Тут вам и завязка истории на разделении Индии и религиозном противостоянии, и разлученные на долгие года (нет, не братья) друзья, и убийца с моральными принципами, и оболганный некогда любимец деревни, и даже настоящий тигр! Ой, а какие костюмы, зацикленного на коже и мехе дизайнера. И снова Амитабх и Винод. Но в чистом остатке это всё ж таки кино–говно с не менее говенной операторской работой.


  Во время эпизода укрощения сбежавшего из клетки тигра ни один Баччан не пострадал. Длина ног дрессировщика, одетого в костюм героя, выдавала его с головой)


  Естественно, озвученные фильмы это капля в море, но всё перечесть физически невозможно. да и нет такой задачи. И разве можно закончить без упоминания фильма–легенды Месть и закон / Sholay / 1975.  Может показаться странным, но один из самых любимых эпизодов фильма является самым трагическим ― гибель Джая. Такой мощный броманс и такое искреннее страдание Виру, наконец–то осознавшего цену дружбы и самопожертвования. Вообще, мало кто умел так умирать, как умирал Баччан на экране, а в 70–е это ему частенько приходилось делать. Но в день рождения эта тема не совсем уместна. Посему, пусть снова радуются жизни навеки молодые и бесшабашные Виру и Джай. Долгие лета!