суббота, 15 сентября 2012 г.

Прах времён / Dung che sai duk, 1994

   Открыла для себя совершенно новый фильм раннего Вонга Кар Вая. "Прах времен" / "Ashes of Time" явно из тех фильмов, которые принято называть культовыми: о них знают тысячи, но едва ли несколько сотен осилило это кино до конца. Я же смотрела как завороженная. Тут Кар Вай во всей красе, четко прослеживается его индивидуальный стиль: прерывающаяся сюжетная линия, фокус на героях и атмосфере, неповторимый визуальный стиль, созданный камерой Кристофера Дойла и колоритные музыкальные темы. Вобрав в картинку все зерно мира и обильно сдобрив расфокусом, они создали два часа сплошной красоты.
  Учитывая что фильм вышел в 1994 году, мне теперь абсолютно очевидно откуда черпал Тарсем Сингх вдохновение для своего "Запределья". Безупречные статичные картинки, которые хочется постоянно ставить на паузу и смотреть, вкушать. Что я и делала при первом просмотре, и при втором, и полагаю,  что при третьем будет тоже самое). 




   Меч акварельными мазками красит горло в алый цвет, золотые волны бегут по поверхности нефтяного озера, взрываются песчаные карьеры и водная гладь, горит пустыня, и всадник в соломенной шляпе бесконечно медленно перелетает за накренившийся горизонт. 



   И все это задолго до взорвавшего умы и сердца западного зрителя "Героя" Чжана Имоу, снятого всё тем же оператором Кристофером Дойлом. Правильно говорят, всему свое время. Жаль только, что "Прах времен" оказался преждевременным.

   Какие же еще совсем молодые примы гонгконского кино 90-х. Это и Лесли Чун, один из первых китайцев, которого наряду с Чоу Юн Фатом я стала идентифицировать по имени, а не как "того чувака, что играл в том-то фильме"


И оба Тони Люна. Тони Люн Чу Вай ‒ любимый и самый снимаемый актер Кар Вая.


И Тони Люн Ка Фай. Он тут особенно хорош и вполне объективно вызывает ассоциацию с породистым жеребцом).



Мэгги Чун. Хоть  и не очень люблю её как актрису, но кадр в нужном месте она украшает. А большего от неё и не требуется.



   Нелинейность сюжета приводит к тому, что только к концу фильма начинаешь понимать эту крайнюю поэтическую бессвязность. Оно и понятно, из толстенного рыцарского романа Луи Ча, и без того наизусть известного гонконгцам, Кар Вай взял всего лишь несколько эпизодов. 
   Живет в пустыне некто Оуэн Фэн (Лесли Чун), работа у него не пыльная ‒ посредничество между теми у кого проблемы и теми, с чьей помощью эти проблемы устраняются. Когда-то он жил на горе Белого Верблюда и любил прекрасную девушку (Мэгги Чун), но постоянно был занят, что забывал сказать ей об этом. Любовь была взаимна, но раз Оуэн Фэн молчал, то она возьми и выйди замуж за его брата. Герой наш обиделся и ушел с горы в пустыню, где его ежегодно посещает друг Хуан Яоши (Тони Люн Ка Фай). Хуан тайно влюблен в несостоявшуюся любовь Оуэн Фэна и пользовался поводом для встреч с ней, приезжая и рассказывая о житье ‒ бытье Оуэн Фэна. Она, кстати, в то время уже жила по другую сторону горы и одна растила сына. Так вот значит,  Хуан Яоши приезжал к ней ежегодно поболтать о том, о сем, но где живет Оуэн Фэн ей не рассказывает, а она вроде как и не спрашивает. Лишь один раз она спросила, почему тот не рассказал Оуэн Фэну о ней, на что получил резонный ответ ‒ ты же не просила. Что, вы уже запутались в том "кто кому Вася"? Так это самая простая сюжетная линия)). Хуан Яоши  настолько был прекрасен, что в него постоянно влюблялись какие-то тетки: то жена его друга (Тони Люн Чу Вай), который имел плохое зрение и которому врачи предрекли слепоту в 30 лет, то странная наследница клана Мужунов с раздвоением личности, которая никак не могла определиться со своим полом и приходила к Оуэн Фэну то в мужском обличии, чтоб "заказать" Хуана Яоши за неразделенную любовь сестры, то в обличии самой сестры, чтоб заказать своего же брата (а по факту это один человек))). Что, и сейчас еще крыша не отъехала? Тогда обязательно смотрите этот фильм и не пугайтесь, что там еще много персонажей. Потому что сюжет, согласно которому обряженные в живописные лохмотья персонажи перемещаются в кадр и обратно, не имеет тут особенного значения. Красота ради красоты.