суббота, 22 сентября 2012 г.

Кто вы, талантливый мистер Рипли?

    Для меня до сих пор остается загадкой востребованность у киношников произведений Патриции Хайсмит о Томе Рипли. Честно сказать, я мягко сказать офигелло от этого бездарного чтива. Ну первый, "Талантливый мистер Рипли" еще куда ни шло, хотя косяк на косяке, неувязки, нелогичности; но это же абсолютно плоский роман, гордо заявленный психологическим триллером. Остальные же части т.н. риплианы  - откровенное паразитирование на успехе первого. Как бы то ни было, но три романа из пяти уже пережили пять экранизаций.

    "На ярком солнце" / 1960 / Рене Клемана  - самая первая экранизация "Талантливого мистера Рипли" можно сказать вышла по горячим следам, после написания романа в 1955 году. Значительно кастрировав первую часть романа, которая раскрывает характер взаимоотношений между Рипли и  Дикки Гринлиффом, Клеман представляет нам совсем иного Тома Рипли, более расчетливого и логичного персонажа. Делон, стоящий еще на пороге своей головокружительной карьеры, преподносит Тома не как ущербного и неуравновешенного маньяка, а как несправедливо обделенного парня, с которым судьба сыграла злую шутку из серии "родителей не выбирают". Так чем же он хуже Дикки,  которому просто повезло родиться в богатой семье? Рипли Делона слишком самоуверен, лишен сомнений и рефлексий. Наверное именно поэтому Рене Клеман хоть и оставляет финал открытым, но в то же показывает необратимость возмездия.
 ОМФГ! Говорить о том насколько хорош Делон в этом фильме даже как-то неловко. От этой ледяной красоты просто с ума можно сойти. И оператор Анри Декаэ на все сто использует предоставленную ему фактуру.




    Если говорить об атмосфере, созданной музыкой Эннио Морриконе, то как это и бывает с работами маэстро, его музыка - самостоятельный персонаж, со своим характером и настроением.
 И хоть это не имеет отношения непосредственно к образу Тома Рипли, но нельзя не отметить еще один значительный момент этой экранизации.

   "– И еще куча пейзажей, – сказал Дикки со смешком, притворно скромничая, хотя явно ждал от Тома комплиментов, ибо нескрываемо гордился своими пейзажами. Все они были сделаны наспех, как попало, и все ужасно одинаковые. Почти в каждом сочетание кирпичного и цвета электрик: кирпичные крыши и скалы, яркое, цвета электрик, море."

   Такое ощущение, что цветовая гамма фильма будто "списана" с довольно-таки дрянных пейзажей Дикки.

_____________________________________________________________________


   Вторая экранизация "Талантливого мистера Рипли" состоялась почти сорок лет спустя, в 1999 году. Своим одноименным фильмом Энтони Мингелла задал такую высоту прочтению образа Рипли, что и не снилось самой Хайсмит. Значительно расширив сюжетные линии и насытив фильм дополнительными персонажами, Мингелла шаг за шагом раскрывает процесс превращения зашуганного эмоционально-неустойчивого парнишки в хладнокровного убийцу. И Мэтт Дэймон как нельзя лучше отразил все это на экране.
Просто два кадра. Самый первый и самый последний. В них весь фильм.

Он всегда считал свою физиономию самой банальной, совершенно незапоминающейся, с выражением послушания, непонятно кому или чему, а также подспудного страха. Это выражение Том тщетно пытался согнать. Лицо истого приспособленца.



"Он всегда видел обе стороны медали, чувствовал и добро, и зло и был искренен и в том, и в другом."


_____________________________________________________________________________


   Вторая книга цикла "Мистер Рипли под землей" рассказывает о мошенничестве с компанией "Дерватт", инициатором создания которой стал Том Рипли. С момента первых убийств, связанных с Гринлиффом, прошло три года. Том вполне успешен в браке, имеет стабильный финансовый доход и готов убить, не моргнув глазом, если кто-то грозит его устоявшемуся положению.
    Роджер Споттисвуд, далеко не последний человек в мировом кинематографе экранизирует этот роман в 2005 году под названием "Возвращение мистера Рипли". На то были основания, и это отнюдь не ловушка-заманушка для простодушного зрителя. Просто в очередной раз нелогичный и совершенно перенасыщенный событиями роман Хайсмит  был  значительно переработан и сама кодовая фраза "Мистер Рипли под землей" потеряла смысловое  значение.
   Бэрри Пэппер. Вполне себе Том Рипли! Правда в фильме его сделали менее кровожадным, уменьшив количество трупов на его совести).  По сыгранному хладнокровному характеру я бы сказала, что Рипли Пэппера это продолжение Рипли Делона. Всё, что я делаю, я делаю ради своего блага.



________________________________________________________________________

   Третий роман цикла "Игра мистера Рипли" экранизировался дважды. Первый фильм "Американский друг" выпустил в 1977 году тогда еще совсем не известный на Голливудских холмах Вим Вендерс. Для меня это самый странный Том Рипли, который вообще не имеет никакого отношения к первоисточнику, кроме основной сюжетной канвы. И дело даже не в нелепом виде Дэнниса Хоппера (в то время еще снимался в довольно приличных фильмах), разгуливающего по Гамбургу  в ковбойском стетсоне, что твой Индиана Джонс. Вим Вендерс просто совершенно иначе осмыслил роман, изменив его внутреннее наполнение.  Рипли Хоппера  - традиционный герой Вендерса, депрессивный персонаж - одиночка, который заплутал в поисках самого себя, дружбы, смысла жизни, но все так же одержим страстью самоуничтожения, вовлекая в этот водоворот посторонних людей.



_________________________________________________________________________


   В 2002 году Лилиана Кавани решила тряхнуть стариной и выпустила "Игру Рипли" с Джоном Малковичем в главной роли, для чего "состарила" самого Рипли на 20 лет, в то время как в хронологии Хайсмит от событий с Дерваттом прошло всего полгода. Разве что-то надо еще говорить после оглашения исполнителя главного роли? Рипли Малковича повзрослел, стал сдержаннее, но опаснее, и все также не прощает обид. 

    "Тому разонравился риск, и он не уважал тех, кто зарабатывал себе на жизнь – или хотя бы подрабатывал, – пускаясь в авантюры. Это ведь своего рода слабость. Том затеял игру с Треванни из любопытства, потому что тот как-то посмеялся над ним ..."


Он убивает, не испытывая угрызений совести. Как говорит он о себе сам: "Кто такой Том Рипли? Некое существо, талантливый импровизатор. У меня нет совести и в молодости это пугало меня, теперь ничуть."


   И в очередной раз я задаюсь вопросом, что за "герой" мистер Рипли, чтоб ему посвящать пенталогию. В конце концов, где справедливое возмездие? Ах да, в жизни же все сложнее чем в кино, и не всегда преступники получают по заслугам. Но романтизировать под видом очаровательного мошенника и афериста убийцу безвинных людей, лишь только потому что они могут создать Рипли проблемы, нет уж, это не по мне. Хотя нет, надо признать, что "герой" Хайсмит "растёт" над собой: если в начале он убил из зависти, повинуясь своим низменным инстинктам, а потом чтоб замести следы, то во второй части он убивает все так же невинного человека, чтоб спасти общее дело, то есть он как бы думает обо всех, а уж третья часть и вовсе поднимает Рипли на иной уровень "морали" - он убивает мафиози, попутно загубив жизнь человека, который как-то всего лишь не оказал ему должного внимания.

   Р.S. Будьте бдительны, если недостаточно вежливо здороваетесь с соседом. Вдруг это Том Рипли?

Р.Р.S. Пока писала, неожиданно выяснила, что есть и женская реинкарнация Рипли - "Мисс Рипли", южнокорейский сериал из 16 эпизодов.