четверг, 17 января 2013 г.

Кон - Тики / Kon - Tiki, 2012

    Пожалуй, самой короткой и самой всеобъемлющей рецензией на новый фильм норвежских кинематографистов "Кон - Тики" могут служить слова Горького:

Безумство храбрых — вот мудрость жизни! 
Безумству храбрых поем мы славу.

   Кто из моего поколения в детстве не был зачарован рассказами Юрия Сенкевича о путешествиях с Туром Хейердалом на папирусной лодке "Ра", а затем на "Ра-2", позже последовала экспедиция в Индийском океане на "Тигрисе". Загоревшие бородачи, штурмующие по-старинке морскую гладь был пределом мечтаний не только мальчишек. И книги самого Тура Хейердала, буквально затертые до дыр и с облахмоченными краями, передавались из рук в руки, как истинная драгоценность. Фату - Хива, Кон - Тики ... сами названия звучали как нечто необычное и сказочное. Ну а разве это не сказка?



   Только до того, как сказка стала былью,  был 101 день сложнейшего плавания на плоту, а до того - еще больше времени на поиски средств для осуществления мечты всей жизни. Оставим сейчас истинные цели экспедиции и её вклад в науку. Пару слов о фильме. Его нельзя назвать полноценным байопиком Тура Хейрдала, бо как в основе лежит рассказ о подготовке и самом путешествии на Кон - Тики. Скажу сразу  - этому фильму катастрофически не повезло выйти в одно время с "Жизнью Пи", даже несмотря на то, что первый - это реальный события, а второй - придуманная история. И ничего тут не попишешь ... Волей неволей сравнения напрашивались постоянно, не истории, нет, а визуального решения. Хотя и в "Кон-Тики" оно на высшем уровне. По-моему, океан как ни показывай, он все равно будет грандиозен и великолепен.


Шестеро смелых


  Первая треть фильма, в той части где рассказывалось о поиске средств и постройке плота, показалась мне немного затянутой, может это тоже повлияло на общий настрой просмотра. Но смотреть так смотреть. Хотя, безусловно, не хватало драматизма. Уж таковы мы зрители, что если в открытом океане ночью на плоту в кромешной темноте и полнейшей тишине начинает поскрипывать тревожно масляный фонарь, закрепленный на одном из шестов, то сердце сжимается и ожидаешь чего угодно, только не случайно мелькнувшего под днищем плота плавника акулы. Велика невидаль, а то мы и так не знаем, что в океане акулы))
   А потом начались красоты, настоящие, ненарисованные. И как-то незаметно, кадр за кадром, действо увлекло. 




Лоретта - седьмой член экипажа.


Предпочитаем сожрать акулу быстрее, чем она это сделает с нами.


По окончании фильма оказалось, что мне его "не хватило". Не в том смысле,  что конец скомкан, а в том, что не хочется расставаться с этими безумцами, хоть они и достигли своей цели.


   И в этом смысле нет лучшего совета, как посмотреть документальный фильм самого тура Хейердала о путешествии на "Кон-Тики", который он снимал непосредственно во время экспедиции и за который получил Оскара в 1951 г. И только тогда откроется, с какой бережностью и скрупулезностью было перенесено это путешествие в художественный формат. Плюс дополнительно откроется и еще ряд подробностей, что были опущены в фильме.
 В общем, приятный повод устроить себе двойное путешествие на "Кон - Тики" - реальное и художественное