суббота, 4 апреля 2015 г.

55 дней в Пекине / 55 Days at Peking (1963)



    И хоть фильм "55 дней в Пекине" принято именовать эпико-историческим, увы, к истории он относится весьма опосредованно. Это фильм о вымышленных персонажах в историческом контексте, фильм-инсценировка осады Посольского квартала в Пекине, имевшая место быть летом 1900 года во время восстания Ихэтуаней (по устоявшейся европейской традиции ошибочно именуемом Боксёрским восстанием). О сложившейся к началу восстания экономико-политической ситуации в Китае можно писать много и академично, но по мне так это перевод времени в рамках кинообзора. Достаточно посмотреть на плакат - карикатуру того времени, чтобы уже иметь достаточное представление.

   Недовольная иностранным присутствием вдовствующая императрица Цыси использует "боксёрские" отряды для нападения на иностранцев на территории Китая, что приводит к осаде иностранных посольств в Пекине. Действие фильма сосредотачивается на обороне посольств иностранных держав, и вот тут на первый план выходит главный герой - майор Мэтт Льюис, возглавляющий отряд морской пехоты США. Еще бы! Кто бы еще мог объединить разрозненные военные силы иностранных посольств и миссий, как не бравый американский офицер. А если есть такой смелый, принципиальный, красивый, то обязательно должна случиться и дама сердца. И есть такая дама - русская баронесса Натали Иванова, дама не без авантюрных склонностей, с которой у майора довольно быстро завязываются романтические отношения.
   Группа обороняющихся ожидает скорого подкрепления, но императрица Цыси, потворствующая восставшим в надежде, что те "поприжмут" раздирающих Китай иностранцев приказывает воспрепятствовать подходу подкрепления и  прорвать оборону с помощью китайской армии. Но генерал Жунлу предупреждает, что вступление официальной армии - это развязывание полномасштабной войны. Спустя 55 дней  с начала осады Посольского квартала вооружённые силы коалиции штурмом берут Пекин, снимают осаду и подавляют (читай, топят в крови) восстание. Наши обороняющиеся герои (из тех, кто остался жив) радостно встречают на баррикадах конный проезд отряда сипаев, несущих весть о взятии Пекина, потом не менее радостно бегут встречать отряды британцев, за которыми, срывая апплодисменты и "чепчики", маршируют отряды американских морпехов, немцев, французов, австрийцев, итальянцев. И только где-то там показываются русские. Но зато как идут!))



  И только за русскими последними доходят и японцы. Теперь хотелось бы немного исторической не правды, потому что так оно и было, входили наши в Посольский квартал последними, а исторической справедливости. Небольшое отступление: слово непосредственным участникам событий.
<...> Американцы прошли в Пекин только с нашей помощью. Они подошли к стенам Пекина около 11 часов утра и вместо того, чтобы брать штурмом предназначенные им ворота с помощью своей артиллерии, они просили нашу 3-ю батарею сделать для них обвал в стене. Батарея подполковника Мейстера очень скоро пробила гранатами обвал, по которому американцы вскарабкались на стену, но неприятеля они нигде не встретили, так как он еще рано утром был отогнан нашими стрелками и пулеметами. Затем американцы хотели водрузить свой флаг на стене, но, увидя русский флаг на воротах, отправились искать другое место. К их сожалению, вся эта сторона была уже занята русскими. Тогда американцы вошли под прикрытием наших орудий в Пекин.



<...>  В то время как русские и японцы бились с китайцами не на живот, а на смерть и лезли на стены, под жестоким огнем, чтобы овладеть ими; в то время, как американцы отважно лезли на стены, уже занятые нами, и искали места для водружения своего флага; — англичане весьма благоразумно лезли под стены и по руслу высохшей реки прошли в 1 час дня в Китайский город Пекина. Затем без боя они прошли пустой город, пролезли под стеной Манчжурского города и в 2 часа дня явились под прикрытие английской миссии. Английские сипаи были первыми вестниками освобождения.
<...>   В миссии нас встретили сюрпризы. Все офицеры русского освободительного отряда полагали до сих пор, что русские были первые освободители посольств, так как первые подошли к Пекину. В миссии мы узнали, что первыми освободителями посольств были англичане, так как они первые явились в посольства. На все наши доводы и объяснения дипломаты отвечали сомнительной улыбкой и ставили нам в пример англичан, которые всегда и всюду оказываются первыми.
  В общем, всё как обычно. Цитировать можно бесконечно, но при желании лучше почитать первоисточник.
  Но вернемся к фильму. Чем он может быть интересне потенциальному зрителю? Да по большому счету ничем. История сомнительная, эпичность устаревшая, если только персональным поклонникам занятых актеров полюбоваться. Меня к этому фильму привела Флора Робсон, фильмографией которой одно время я была сильно увлечена. Появившись в кино довольно поздно (в 30-летнем возрасте) и не обладая внешними данными для ролей красоток или роковых женщин, эта дама тем не менее создала приличную галерею сильных и драматичных женских образов, начиная с роли матушки нашей Елизаветы Петровны. Потом последовала и другая Елизавета, королева Англии. Еще царственная Ливия Друзилла в так и не законченном эпике Корды о Клавдии. И вот роль императрицы Цыси. Пожалуй, на сегодняшний день это единственная европейка, сыгравшая роль китайской императрицы из правящей маньчжурской династии Цин. Удивительно, но Флора Робсон весьма органично смотрится в этой роли в соответствии с разработанном сценаристами образом.  Отдаю должное художникам по костюмам - они довольно достоверны. Равно как и прически придворных дам - маньчжурок.


Тут, конечно, дали маху с парадным головным убором китаянок, но нельзя не отметить макияж. Губы накрашены в строгом соответствии с цинской модой того времени!




  Вообще, для фильма того времени, снятого в полностью отстроенных декорациях в Испании, эти самые декорации можно считать очень высокого качества. Не без накладок, естественно, но очень много продуманных деталей и видов, которые создают общий полноценный образ китайской архитектуры и быта того времени. Во всяком случае на моей памяти из пересмотренных фильмов "про китай" 40-60 гг. этот визуально самый "правдивый".




Здесь не ради родного триколора картинка, а для наглядности архитектурных деталей.



Что еще. Ну, может этот фильм будет интересен поклонникам Чарлтона Хестона, к каковым я себя не отношу совершенно, несмотря на его богатый послужной срисок эпических героев. Но зато есть божественная (да-да, немного актрис, которых я искренне считаю таковыми) Ава Гарднер. Само собой, самая красивая женщина фильма - русская))



  Следует так же отметить отличное музыкальное сопровождение, недаром две номинации на Оскар у этого фильма принадлежат Дмитрию Тёмкину - за лучшую музыку и лучшую песню. 
И отличные акварели титров и инертитров. Это вообще отдельное искусство.


  Но тем не менее, несмотря на столько очевидных и перечисленных для меня плюсов, фильм не задался. Может быть все дело в самой теме, так героически поданной. Безусловно, нет никакой справедливости в том, что восставшие громили иностранцев - христиан, считая тех виновными во всех своих бедах. Впрочем, нет и никакой гордости в том, что иностранный империализм разрывал ослабший Китай на части. Да, устами майора Льюиса провозглашается, что Китай - древняя цивилизации, и вести тут себя надо достойно и прочее бла-бла-бла, но уж очень это не вписывается в исторический контекст.