четверг, 23 апреля 2015 г.

Joradighir Chowdhury Paribar (1966)


   Третья декада апреля напомнила об авитаминозе в связи с недостаточностью в киноорганизме бенгальского кино в общем, и Сумитры Чаттерджи в частности. Проверка неосвоенной фильмографии (а её еще осваивать и осваивать, не Сатьяджитом же Раем единым) вывела на этот замечательный, абсолютно бенгальский по форме и содержанию, фильм. Практически большинство фильмов т.н. "золотой эры" бенгальского кино - трагические драмы. И "Joradighir Chowdhury Paribar" не исключение.
  Это история о старой семье бенгальских заминдаров и социальных обстоятельствах конкретного исторического периода, повлиявших на ход событий этого самого конкретного периода. 
  Во время вступительных титров, проводящих по пустынным залам и галереям некогда богатого дворца, закадрово сообщается, что основной доход одной из самых влиятельных семей заминдаров Чоудхури много-много лет назад был добыт разбоем. В конце титров старик, больше похожий на призрак пустого дворца, неловко перемещается по комнате на ощупь и, оступившись, падает. Падает во времена своей молодости на празднование Дурга Пуджи. Судя по своему киноопыту, если в фильме появилась Дурга, то, в общем-то, надо ждать "неприятностей". Молодой заминдар (Сумитра Чаттерджи, для удобства героя буду называть именем собственным актера) образован, воспитан, легок в общении, но не проявляет особого интереса к хозяйствованию. Его дед решает устроить свадьбу внука с одной из самых красивых девушек округи Индрани (Мадхаби Мукерджи, божемой, она снова такая же красивая как и в Чарулате).

  Молодые люди уже встречались случайно на прогулке в предместье. И, да - это любовь с первого взгляда. Договоренность о браке установлена к вящей радости обеих сторон.


  Во время одной из своих речных прогулок по окрестностям, Сумитра сталкивается с насилием над молодой девушкой со стороны заминдара Парантапа, человека весьма недостойного. Естественно, благородный Сумитра не может пройти мимо такого безобразия и буквально выкрадывает испуганную девушку из компании перепившихся молодчиков. Баналата (Сабитри Чаттерджи) счастлива с одной стороны, но с другой - какое будущее её ожидает. О чем и говорит одновременно радостный и расстроенный отец. Раз девушку уже украли, то никто не поручится за её непоруганную честь, и она для соседей все равно уже обесчещена. Ох. Как говорится, не было у молодого заминдара забот, да спас девушку. А раз спас, то теперь он за неё несет ответственность. А у людей с повышенным чувством благородства и достоинства всегда тяга к самопожертвованию. Женился. В Джорадигхи дед рвет и мечет, отказывается принимать в семью новобрачную, но, увидев кроткую Баналату, смягчается.


  Когда Индрани узнает о женитьбе своего жениха, она, исключительно на поводу своих эмоций, не задумываясь о возможных последствиях, решает выйти замуж за Парантапа. О чем, собственно, пришлось пожалеть практически сразу. Парантап, как уже знаем, распутник, пьяница и вообще человек крайне несдержанный и жестокий. В конце концов, он заимел шуры-муры под боком у молодой жены с её же подругой.



  *Небольшая пауза. Как интересно визуально перекликаются героини "у столба". Если для Баналаты этот столб - опора в момент, когда её судьба только решается молодым заминдаром, то для Индрани столб - символическая опора в тот момент, когда уже ничего исправить нельзя. Еще отмечу, что в роли Тапы, подружки-изменщицы, снялась Рума Деви, потрясающая красавица, по совместительству племянница Сатьяджита Рая и первая супружка Кишора Кумара. Какая у них с Мадхаби разная красота, но обе великолепны. 

   Тем временем внешние события накаляются и между заминдарами вспыхивает очередной виток конфликта, который длится уже не одно поколение и снова перешел в стадию вооруженного столкновения. И пока Парантап бешарамничает, Индрани берет оборону поместья в свои руки, взывая к чувству долга толпу мужчин, уж было готовую разбежаться. Ах, как убедительна Мадхаби Мукерджи в роли пламенной воительницы. Столько мощи, энергии, смелости. Это, впрочем, совершенно не внезапное перерождение героини, решительности ей и до того было не занимать.


  В охваченном огнем Рактадигхи и происходит первая со времени женитьб и последняя встреча героев Сумитры и Мадхаби. У Индрани был не один шанс снайперски прихлопнуть неверного жениха, но нет, любовь еще жива. А объяснение причины женитьбы, то, что это было делом чести (вот такой рыцарь, да) и вовсе стало переломным моментом для Индрани в осознании какую она сама совершила ошибку. Для женщины с ружьем в руках финал трагичен.



  Сумитра снова бросается в бой и .... упавший старик безуспешно пытается подняться. Лишь только ветер заунывно носит листву по опустевшим анфиладам некогда прекрасного дворца.
   Но мне как всегда мало. Мне всегда мало историй с Сумитрой). Как и в Голодных камнях хочется приподнять полог и посмотреть, ну, а что же там было дальше. Хотя и так понятно, что история заминдара и Индрани в рамках то ли воспоминаний, то ли видений, закончена. 

  И снова мне в подарок олдскульный катхак!


   Из деталей, к коим я всегда неравнодушна, особое внимание привлекла чудо-люстра со свечами. Прелесть!


ПС. Мринал Сен в тегах тоже не просто так, сценарий его рук дело.