суббота, 9 мая 2015 г.

Акбар Великий / Akbar The Great (1988)


  Если мне пока до чертиков надоела жвачка в бесконечносерийном Jodha Akbar, это не значит, что меня вообще перестала интересовать тема экранных воплощений истории Великих Моголов. Тем более, если она укладывается всего в 57 двадцатиминутных эпизодов. Это ж надо! В новом сериале Джодха Акбара мурыжила почти 200 серий пока допустила до "комиссарского тела", а тут за короткий срок справились практически со всей историей ранних бабуридов. Вообще, заявленное название сериала "Акбар Великий" (как же я обожаю эту исторически сложившуюся тавтологию - Великий Великий) не совсем соответствует сериалу.    Нет, конечно, он про Акбара, но начинается с боевых побед основателя династии Бабура и добрую половину серий - это рассказ о рождении, детстве и совсем молодых годах будущего императора на фоне исторических событий, непосредственным творцом которых был его отец - император Хумаюн. Да и заканчивается сериал весьма ранними его годами, упоминанием о рождении наследника и быстреньким резюме, каким бешарамником вырастет шехзаде Салим. По сути, Джелалуддин Мухаммад Акбаром станет чуть позже, когда за благие дела сим титулом его нарекут подданные. Но похоже, создателей сериала это вовсе не смущает, и Акбаром его нарекли уже при рождении. К слову, режиссер и продюсер сериала и сам именуется Акбаром - Акбар Кхан - младший брат небезызвестных (для поклонников индкино) Фероза и Санджая Кханов.
  Первые и главные Великие Моголы собственной персоной - Бабур, Хумаюн, Акбар.


  Поехали! (с)
  Как уже отметила, повествование начинается с закадрового краткого пересказа о том, кто есть Бабур и как он завоевывал Индию. Первый эпизод с действием уже актеров разворачивается во время сражения в крепости Читтор, когда въехавших победителей Бабура и Хумаюна внезапно атакует невесть откуда взявшаяся гордая воительница - раджпутка Рани Карнавати. Преисполненный уважением и благородством, Бабур отказывается от сражения с дамой, просит принять его как приемного отца и возвращает крепость под её правление. Девица расчувствовалась, пустила скупую слезу, впала в объятия новоиспеченному отцу и признала Хумаюна нареченным братом. С обязательным повязыванием ракхи, в связи с чем имя Рани Карнавати уже почти пять столетий связано с празднованием ракшабандхан.



  Эпизод для дальнейшего повествования, в общем-то, не очень значимый и продолжения после первой серии не имеющий, к тому же в реальной истории всё было совсем иначе. Но раз уж случилось мне несколько лет назад в связи с интересом к личности Мирабаи довольно глубоко покопаться в истории раджпутов и Читторгарха в частности, то обрисовка исторического момента не будет лишней.
  Рани Карнавати была одной из жен правившего в 1509-28 гг. в Меваре Раны Санги. Ко времени его правления Мевар был ведущим раджпутским княжеством, и сам Рана Санга довольно успешно объединил силы раджпутов сначала против делийского правителя Ибрагима Лоди, а потом уже пришлось бороться и с Бабуром. Рана Санга сильно просчитался, решив, что Бабур, пришедший на помощь раджпутам и разбивший Лоди, как и его великий предок Тамерлан, удовлетворится лишь разграблением Дели и уйдет со своим войском восвояси. Ан нет, у Бабура были свои планы на основание новой империи. И тут раджпутам пришлось снова, едва избавившись от одного тигра, сражаться со львом. В 1527 Бабур наголову разбивает раджпутов, а Рана Санга получает множество ран, от которых почил и в 1528 году. Преемником меварского Раны Санги после гибели в 1521 году Бходж Раджа (мужа Мирабаи), следующим по старшинству был его сын рана Ратан Сингх. Вся история его правления с момента смерти отца - это история борьбы с собственной мачехой Рани Карнавати, которая оспаривала права на трон для своего сына. Засев в огромной неприступной крепости Читтора, Карнавати строчила письма Бабуру (а после смерти последнего в 1530 году, и Хумаюну), прося о помощи в борьбе с Ратан Сингхом. Ратан Сингх был убит в 1531 г., и сын Кармавати Викрамадитья и она сама в статусе регентши заняли меварский трон. Ни слабовольный правитель, ни его мамашка не обладали поддержкой у местного дворянства, которое стало потихоньку удаляться от двора. Этой ситуацией воспользовался гуджаратский султан Бахадур-Шах. Он дважды осаждал крепость, в 1533 и 1534 гг. После изнурительной осады Бахадур-Шах смог таки 8 марта 1535 г. покорить Читторгарх, но женщины и дети, дабы не попасть на поругание захватчикам, совершили джаухар. В жертвенном огне самосожжения погибли 13 тыс.человек. В том числе и Рани Карнавати. Оставшиеся 3200 мужчин - защитников крепости вышли  в одеждах шафранового цвета (цвет мученичества), чтоб с достоинством пасть на поле боя. Пока крепость находилась в осаде, Рани Карнавати беспрерывно писала и взывала о помощи и к соседям-раджпутам, и к Хумаюну (именно в тот момент и была послана ракхи). Хумаюн, несмотря на то, что сам в то время начал кампанию в Бенгалии, остановил наступление и отправился на призыв Мевара. Но он прибыл поздно. В конце концов, что он смог сделать, так это разбить Бахадур-Шаха и восстановить правление Викрамадитьи. Правда, в результате внутреннего заговора, тот был довольно скоро убит и трон был узурпирован дальним родственником. А скоро не стало и гуджаратского Бахадур-Шаха, его в 1538 году утопили колонизаторы-португальцы, отжимавшие у Гуджарата территории. А через два года и Хумаюн лишился делийского трона и вынужден был бежать, а потом в течении 15 лет воевать с Суридами за власть над Северной Индией. Удай Сингх, младший сын Рани Карнавати, смог восстановить свои права на меварский престол в 1541-1542 гг., и в княжестве наступил относительный покой, но недолгий. Вот такая вводная отдельная история, имеющая непосредственное отношение к историческому фону, но весьма касательное отношение к сериалу "Акбар Великий".
 Так что вернемся к нашим баранам Бабурам. Бабур хорошо понимал, что его усилия будут бессмысленными, если ему не удастся утвердить в новой стране свою династию. И тут жизнь подкидывает ему еще одно испытание в виде тяжелого приступа болезни, сразившего старшего сына – Хумаюна. Имя Хумаюна (что переводится как Счастливый) словно злая насмешка над его обладателем; всё правление и вся жизнь была сплошной борьбой за власть и чередой несчастий, последним из которых станет нелепая смерть от падения с лестницы. Спасение наследника стало последним деянием завоевателя. Именно с этим связывается легенда о предсмертной болезни Бабура, которую не преминули отразить создатели сериала. С легендарными личностями всегда так, что ни событие - то легенда. Бабур по наущению суфия решается "выкупить" у судьбы жизнь сына, предложив в качестве оплаты свою. "Трижды он обошел ложе больного, громко обращаясь к Господу с этим предложением, и в тот же день, когда Хумаюн начал поправляться, Бабур заболел лихорадкой, от которой вскоре умер". Старшему сыну Бабура, Хумаюну, достались индийские владения (Хиндустан), остальные сыновья получили Панджаб, Кабул и Кандагар и должны были подчиняться Хумаюну как верховному правителю империи. Но "гладко было на бумаге, да забыли про овраги", не больно-то братья склоняли голову перед новым падишахом. И, почувствовав слабину новой власти, уже вышеупомянутый Бахадур-Шах из соседнего Гуджарата решил оттяпать кусок могольского пирога. Так до самой смерти Бахадур-Шаха и занимали территории друг друга. Бихарский правитель Шер-шах тоже не сидел даром и, нанеся ряд серьезных поражений, в 1540 году выдавил таки Великих Моголов из Индии. Хумаюн был вынужден бежать сначала в Кандагар, а потом под покровительство персидского шаха. Во время скитаний в раджпутской крепости Умеркот, предоставившей убежище гонимому падишаху, и появляется на свет тот, кому по предсказанию суфия (перед женитьбой Хумаюна на Хамиде Бано) предстоит стать Акбаром. Надо отметить, что хоть в сериале Шер-шах и представлен этаким узурпатором - антагонистом Хумаюна, в историю Индии он вошел как один из крупнейших реформаторов. Ну да ладно, Хумаюну по сериалу с наследниками Шер-шаха, а так же своими братьями еще воевать и воевать, а меж тем младенец Джелал дорос до десятилетнего возраста, пора жениться. Девочка, игравшая 9-летнюю Рукийю, ну просто прелесть до чего хороша!


  Продолжая совершенствоваться в боевых науках по руководством Байрам Хана, проводя целые дни в играх с завистливым сыном Махаманги Адхамом, за 4 года Акбар вырастает в довольно умного, умелого, но абсолютного не владеющего грамотой юношу. Ответственность за необразованность недвусмысленно возлагается на Махамангу, интригующую против Байрам Хана, имевшего влияние как на Хумаюна, так и ставшего наставником Акбара.
  Да, вот так по мнению создателей сериала выглядит 14-летний подросток. Именно с такими усищами)). Что-то он мне отчаянно напоминал выражением лица а-ля "бровки домиком" Колина Фаррелла в роли Александра Македонского (тыц >>>). Красавица в голубом - это подросшая Рукийя, первая жена будущего шахеншаха.
 В общем, пришло время восшествия на престол после безвременно почившего Хумаюна. 


  Первые годы правления Акбар очень близок и прислушивается к советам преданного Байрам Хана. Но вода камень точит. Всё время, с момента первого появления в качестве няньки новорожденного наследника, Махаманга интригует против Байрам Хана, сначала создавая альянсы с Абу Мали, а потом уже и подключив интересы выросшего сыночка Адхама. Махаманга в этом сериале явно обладает секретом средства Макропулоса. Как появилась первый раз, так и проходила до смерти в одной поре, без единого намека на возрастной грим. Как говорится, найдите возрастную разницу на последней картинке между Махамангой и её двадцатилетним сыном Адхамом (личность хоть и интрижная, но абсолютно не харизматичная). А ведь она все это время тоже не на перинах спала, плетя интриги. Самой приходилось неоднократно спасаться и спасать будущего правителя во время военных действий, когда "пули над головами свистели".


   А меж тем Акбар уже сменяет четвертую личину. В общем, я понимаю желание другого Акбра - создателя сериала Акбара Кхана - засветиться самому в роли столь значительной исторической личности, но ... На минуточку! Здесь исторический момент знакомства Акбара и Джодхи, которым по 20 (!) лет. Особенно прекрасен этот Акбар в сравнении с нянькой Махамангой. Лучше бы оставили "Колина Фаррелла", но автору виднее)). 


   Ладно, тут хоть не стали растягивать жвачку с неприступностью Джодхи и на том спасибо. Она с достоинством приняла свою жертву во имя политического брака. И вот её практически с распростертыми объятиями встречают в могольском гареме три уже существующие королевы - Рукийя, Рубайя и Салима (вдова Байрам Хана), хотя у первых двух поначалу было напряжение. Удивительно, что в гареме как к старшей Джодха обращается именно к Салиме, да та и ведет себя довольно уверенно по отношению к другим женам. 
    К слову, надо отметить, чтоб не закидывать еще тонну капсов, что по этим картинкам очень видно различие в одежде мусульманок и индусок, чего практически не отличить в новом сериале. 


  А многочисленные тюрбанчики, в которых щеголяет Хамида Бано, мать Акбара, и вовсе прелесть что такое. Где-то прочитала, что костюмы для сериала восстанавливали скрупулезно по музейным картинкам. Верю!


  А меж тем на внутре- и внешнеполитической арене династии Великих Моголов происходят вещи уже знакомые. Адхам Хан во главе войска с особой жестокостью покоряет Малву, чем вызывает недовольство своего падишаха. Адхам взбешен опалой, в открытую высказывает свое недовольство в адрес Акбара и Шамсуддина (он же Атага Хан), которого Акбар с рождения почитает как приемного отца и мудрого советника. Махаманга интригует. В общем, конец уже известен и он трагичен. Та-самая-казнь-Адхам Хана, зафиксированная в Акбарнаме.



  Погоревали немного и продолжили жить - поживать да детей наживать. Парой близнецов, Хасаном и Хусейном, Акбар был благословлен в этом же, 1562 году, но им не суждено было прожить больше пары недель. Что в этом сериале, что в новом Jodha Akbar, материнство приписывается Джодхе, хотя реальной матерью была Биби Арам Бакш, одна из многочисленных жен - не королев. Джодха же родила наследника престола только в 1569 году. На этом сериал и заканчивается. Ну, как говорится, совет вам да любовь)).
  

  Самое интересное, и генеалогические записи тому подтверждение, что при всем обилии жен разных рангов, после умерших близнецов в 1562 году, 7 лет в гареме никто не рожал. А вот после рождения Джодхой мальчика в сентябре 1569 года, меньше чем через год, в июне 1570 года королева Салима тоже рожает мальчика, а в 1572 у Джодхи (вернее, Мариам-уз-Замани) рождается второй сын. В общем, прорвало, и это не считая принцесс от других жен).

И еще. Путаница с датировкой сериала. Несмотря на то, что в титрах идет надпись (с) Akbar Arts 1998, везде, абсолютно везде на англоязычных ресурсах об этом сериале говорят, как о сериале 1988 года. Даже в биографии великого Наушада написано однозначно:  Naushad also composed background music for the TV serial "Akbar The Great" telecast in 1988 which was directed by Akbar Khan.