среда, 13 мая 2015 г.

Хумаюн / Humayun (1945)

   


 И раз уж тема Великих Моголов в кино меня пока не отпускает, то пусть это будет вдогонку предыдущему сообщению. То, на что в сериале "Акбар Великий" ушло чуть больше 10 десяти серий, в историческом эпике (да-да, не постесняюсь этого слова) Мехбуба Кхана "Хумаюн" 1945 года уместилось в неполных два часа, при том со всеми песнями-танцами. Название говорит само за себя - тут речь пойдет о Хумаюне, сыне Бабура и отце Акбара. Берется за основу популярная легенда о "братстве" через ракхи могольского падишаха Хумаюна и некоей раджпутской принцессы (в реальной истории это была меварская Рани Карнавати) и как их отношения вписаны в контекст истории, но со своими беллетризированными нюансами. Впрочем повторяться совершенно нет никакого смысла, весь исторический контекст уже был описан в "Акбар Великий".
  Бадшах Бабур (Назим Шах) прибывает в Индию из Ирана, изгоняет мусульманского правителя Делийского султаната Ибрагима Лоди, заключает мир с индусами и основывает в Дели свою новую империю Великих Моголов. К великому неудовольствию и разочарованию раджпутов, выступавших с Бабуром единым фронтом против Ибрагима Лоди. Раджпуты понадеялись, что Бабур удовлетвориться военными трофеями, ан нет, не тут-то было. В одном из последних боев, Бабур предлагает раджпутской принцессе Раджкумари (Вина Кумари) стать его названной дочерью. Такое ощущение, что даже визуальная сторона эпизода была активно позаимствована в сериале "Акбар Великий" именно из этого фильма. Бабур относится к приемной дочери так, как если бы она была его родной, несмотря на наличие родных сыновей Хумаюна (Ашок Кумар) и Камрана и дочери Гульбадан (очень просвещенная барышня, это она потом напишет для истории "Хумаюн наме", хронику правления своего брата). Бабур вообще изображен этаким сусальным идеальным правителем, мудрым, справедливым, решительным. Но интрига-интрига появляется практически с первого эпизода. У Раджкумари есть жених, бравый раджпут Раджкумар Рандхир (Чандра Мохан), поклявшийся отомстить Бабуру за гибель своего отца на поле боя. А самая страшная месть - убить сына, и Рандхир одержим убить Хумаюна. Хумаюн же смертельно заболевает и Бабур молится за его выживание, но в результате "выкупа" сына, сам Бабур заболевает и умирает. Бадшахом коронован Хумаюн, к великому неудовольству брата Камрана. У Хумаюна любовное горение и тоска по отношению к Хамиде Бано (Наргис), её чувства взаимны, но почища тараканов устроили такой раскардаш в её голове, что она не считает себя достойной этого брака. И по социальной лестнице она ниже (хм...а кто же вообще может сравниться с падишахом?), и, мол, для королей всегда женщины игрушки. Он ей про любовь, а она знай свое - не верю! Раджкумари в интересах названного брата пытается достучаться до Хамиды, но та так и не сдается - тяжела мне "шапка Мономаха". Хумаюн по личной просьбе отпускает несостоявшуюся супружку  из дворца восвояси и сам впадает в сердечную меланхолию и теряет всяческий интерес к управлению государством.
   А враг меж тем не дремлет. Вообще, в данном контексте слов враг вряд ли уместно по отношению к раджпутам, выступавшим за освобождение некогда бывших своих территорий от мусульманского владычества. Им всё едино, что Гуриды, что Лоди, что Моголы - захватчики, и до окончательного покорения Акбаром, раджпуты еще активно сопротивлялись, умудряясь создавать антимогольские коалиции. Джай Сингх, один из раджпутских правителей, помогавший активно Бабуру победить Лоди, начинает войну против Хумаюна. К нему присоединяются и многие другие правители княжеств и, о да!, даже завистливый братец Камран. Хумаюн наконец-то выходит из своего оцепенения и успешно противостоит нападавшим. Но коварный Джай Сингх берет в заложницы Раджкумари, отказавшуюся предать нареченного брата, и Хумаюн уже спешит к ней на помощь. Тут, конечно, можно было бы напустить туману и оборвать пересказ сюжета такими интригующими вопросами как "Спасет ли Хумаюн Раджкумари?", "Одолеет ли он врагов?", "Подарит ли ему судьба еще одну встречу с любимой?". Всё это было бы крайне загадочно, не будь фильм о реальной исторической личности)). При всей фиктивности межличностных сюжетных линий, от основной исторической канвы не уйти. И с Хамидой встретится, кто же Акбара рожать будет)). И брата Камрана простит, и мятежников победит. И Раджкумари спасет (должна же быть по сюжету раджпутка, которая поможет появиться на свет наследнику, даже если её характер собрали из нескольких). Но вот пока будет "братский" долг выполнять, более того, даже с мстительным Рандхиром замирится, в это время в Дели другая охочая до трона группа оппонентов под предводительством Шер-шаха этот трон и отберет. В финале все красиво и исторично. Хумаюн победным ураганом отвоевывает Кабул, Лахор, Агру и, наконец-то, Дели. Подрощенный Джелалуддин Мохаммед, будущий шахеншах шахеншахов, поднимает символическое знамя в крепости Раджкумари, как бы утверждая единство моголов и раджпутов.

    Основной привлекательностью фильма являются роскошные костюмы и интерьеры, а так же эффектные батальные сцены со слонами и лошадьми. Не знаю кто именно, режиссер или постановщик боев, но ясно очевидно, что он просто помешан на слонах. Слоны везде. И на парадном построении, и в боях в несметном количестве. И, да, отразили даже сцену с укрощением сбесившегося слона, которую всегда приписывают Акбару. Кроме того фильм изобилует топорщащимися усами, горящими глазами и диалогами о мести и чести, в которых принято разговаривать мечами. Не вызывает даже отторжения этакая еще старомодная манера игры, когда в диалогах артисты не взаимодействуют друг с другом, а по театральному обращены к залу. Ну, лично мне это всё так умилительно. Тем более про Великих Моголов)).
 Тем более, что молодой Ашок Кумар, которого я больше знаю уже возрастного по фильмам 70-80-х. Его Хумаюн, равно как и Бабур, тоже сильно идеализирован, без тени упрека: мудр, справедлив, верен долгу и чести. Но Ашок Кумар, конечно, не мог обойтись без своего природного юмора, отчего его персонаж приобрел толику иронии.



  Тем боле, что совсем еще молодая Наргис. Еще только впереди статус суперзвезды в партнерстве с Радж Капуром, и статус легенды за фильм "Мать Индия", снятый, к слову, тоже Мехбубом Кханом. А пока ей в роли Хамиды Бано нет еще и полных шестнадцати!


  И девятнадцатилетняя Вина прекрасна и драматична. Что в роли воительницы, что в роли преданной сестры, что в роли няньки Акбара.
 Пауза. Внезапно для себя открыла, что Вина - родная сестра Ифтекхара, главного полицейского  всех времен индийского кинематографа.


  А теперь о том, что для меня лично самым увлекательным в этом фильме. Два неистовых раджпута с теми-самыми усами дыбом и глазами  из орбит. Они прекрасны, право слово!))
Первый и главный - это Чандра Мохан в роли одержимого жаждой мести жениха Раджкумари. Понимаю, что ни режиссер, ни сценаристы не ставили такой задачи сделать персонаж забавным, да и скорее всего в то время он таким и не смотрелся, но я чуть ли не ухохатывалась над его непрухой. Ладно, понятно его желание поквитаться за гибель отца, когда он первый раз пробирается в покои Хумаюна и устраивает дуэль, которую прервали Бабур и Раджкумари. Как так, Раджкумари повязала ракхи Хумаюну, он теперь её брат, а ты, будучи женихом, должен тоже замириться. Нет, говорит, я буду биться до последнего, пока не уйдут могольские войска из Чандери! А ничего, что эти войска оттуда давно ушли, в тот момент, как Раджкумари признала Бабура приемным отцом. Бедный Рандхир! Пришлось отступить под нажимом Раджкумари. В другой раз пробрался убивать Хумаюна, когда тот лежал практически на смертном ложе. Опять облом! Бедный-бедный Рандхир с неутоленной жаждой мести! Раджпуты собираются под знамена Джай Сингха, и Рандхир ставит условием присоединения своей армии, что Хумаюна он убьет лично. Общее собрание ему отказывает и он демонстративно покидает заговорщиков. Бедный-бедный-бедный Рандхир!
   Чандра Мохан великолепен, классическое воплощение старой киношколы. Неистовый немигающий взгляд и так огромных зачаровывающих светлых глаз, профессиональная модуляция, позволяющая выдавать реплики в одной голосовой тональности. Да и вообще, красавец. По жизни плейбой, обожаемый женщинами (я их понимаю), любитель скачек, был на короткой ноге со многими раджами-махараджами. Увы, неполные 44 года и смерть от алкоголизма.


Забавно, что самая потрясающая экранная химия была не между парами "мальчик/девочка", а именно между героями Чандра Мохана и Ашока Кумара. Один неистово мечтал убить до искр из глаз, а второй мягко подтрунивал над противником,


Пауза. И таки да, так как Чандра Мохана "открыла" только что, то и тот факт, что Азиф именно его начинал снимать в роли Акбара в своем  блокбастере "Великий Могол" для меня стал новостью. В связи с внезапной кончиной актера весь отснятый материал пошел на полку, а в роли Акбара навсегда теперь остался Притхвирадж Капур.

 И второй неистовый раджпут фильма - раджа Джай Сингх в исполнении К.Н. Сингха. К.Н. Сингх - главный штатный кинозлодей 40-50-х. О, я помню как меня в детстве пугал его бандит Джагга из раджкапуровского "Бродяги"!
 Ну и тут, картинки говорят сами за себя. Решительный, воинственный, коварства тоже не занимать. Как он лихо поставил Раджкумари перед выбором, когда та отказалась присоединиться к войне против Хумаюна, - говорит, выходи замуж тогда или за Рандхира или за меня, чтоб мы не считали тебя предательницей.






ПС. Хо! А сколько в 40-50-е про Великих Моголов наснимали, будет хлеб))


<<< Читать раньше    __________________   Читать дальше >>>




Комментариев нет: