вторник, 1 декабря 2015 г.

Притхвирадж Чаухан / Dharti Ka Veer Yodha Prithviraj Chauhan (2006-09)



 Original title: Dharti Ka Veer Yodha Prithviraj Chauhan
 Episodes: 382

  Можно в качестве вводного материала переписать биографию последнего независимого индуистского правителя на делийском троне Притхвираджа III Чаухана, можно собрать вообще весь материал в интернете и все варианты легенд, связанные с этой героической личностью, можно даже засесть за перевод баллады "Притхвирадж Расо", жизнеописания героя, составленного его придворным поэтом и личным другом Чанда Бардаем. Вернее, тех кусков поэмы, что имеются в свободном доступе на английском языке. Всё можно. Только зачем, если сериал живет по своим правилам и требовать от него полного соответствия историчности, которой, впрочем, историки отказывают и "Притхвирадж Расо", придерживаясь мнения, что добрую половину текста можно считать выдумкой.
  В общем, очень кратко суть истории, положенной в основу сериала. Три наиболее мощных правящих раджпутских клана связаны родственными связями. Анангпал Томар, восседающий на делийском троне, является одновременно дедом Джайчанду Гахарвару (позже Гахарвары стали называться Ратхорами) из княжества Канаудж и Притхвираджу Чаухану из княжества Аджмер. Матери правителей были родными сестрами. Оставшись без прямых наследников мужского пола, делийский трон довольно сложными межклановыми взаимоотношениями и правами наследования, в которые вдаваться нет смысла, переходит клану Чауханов. Что позже приводит к наследованию Притхвираджем, который становится правителем двух мощных княжеств Дели и Аджмера. Хотя существует и версия, что Анангпал самолично назначил своим преемником Притхвираджа. Джайчанд отказывается признать права Притхвираджа Чаухана на Дели и с этого  начинается трагическое противостояние двоюродных братьев. Притхвирадж до сих пор является популярным героем, о нем сложено много легенд и песен. Самая знаменитая из них это история о том, как он похитил Саньогиту, дочь раджи Канауджа Джайчанда. Но за похищение пришлось заплатить дорогую цену: оно стоило Притхвираджу жизни лучших соратников и навлекло на него вражду могущественного царя. Посеянные семена раздора и междоусобицы дали всходы и облегчили победу завоевателям. К концу XII века (время, когда жили герои) началась новая волна тюркских вторжений в индийские княжества. В Афганистане возвысился афганский вождь Шихабад‒дин Мухаммед Гури, который захватил Газни и положил конец существованию империи Газневидов. После завоевания Лахора он поставил своей целью Дели. Под предводительством Притхвираджа многие другие вожди Северной Индии сражались против завоевателя и нанесли ему полное поражение. Но ненадолго. На следующий год Мухаммед Гури вернулся с крупными силами, на этот раз он победил и убил Притхвираджа. Про личную роль раджи Джайчанда есть две версии. По одной он сам пригласил Гури для борьбы со своим давним противником Притхвираджем, тем самым "приманил тигра", а по другой ‒ Джайчанд отказался оказать военную помощь Притхвираджу при нападении Гури. В любом случае, после трагического фиаско Притхвираджа во второй тараинской битве, год спустя погиб и Джайчанд, то ли в сражении, то ли уже будучи взятым в плен его утопили в Ганге. На подробностях героического пути воина, лавстори и трагического конца Притхвираджа сейчас останавливаться не буду, всё это удобнее отметить по ходу сюжета сериала.
  Итак, поехали!

  В соседних княжествах Канаудж и Аджмер сплошная пастораль и любовная идиллия. Правители княжеств Виджайпал и Сомешвар ездят друг к другу в гости порешать государственные вопросы, торговые взаимоотношения, пока их жены, родные сестры по отцу, общаются на свои женские темы. А одна тема между прочим очень беспокоит аджмерскую махарани ‒ их трон до сих пор без наследника, в то время как в Канаудже уже подрастает Джайчанд. Так же в гости то в одно, то в другое княжество заезжает погостить и отец сестер, Анангпал ‒ правитель делийского княжества. Танцы, пляски, говорю же ‒  идиллия! Которая, естественно, не может долго продолжаться. Тюркские захватчики давно точат зубы на богатые северо‒-индийские княжества и периодически нападают в поисках богатой наживы. Аджмер подвергается очередному нападению мусульман. Сомешвар отправляется на войну и Виджайпал, хоть и нет непосредственной угрозы его княжеству, в подтверждение братских уз присоединяется к аджмерскому войску. Виджайпал погибает и перед смертью берет слово с Сомешвара, что тот будет заботится о племяннике Джайчанде, как если бы тот был его родным сыном. Но, как оказывается, желающих позаботиться о юном правителе и без того достаточно. Раздавленный горем Джайчанд первым своим указом настрого запрещает матери совершать обряд сати. К великому неудовольствию своего кровного дяди Джаймала, который уже спит и видит неопытного Джайчанда в виде марионетки в своих руках. И начинается кропотливая и целенаправленная работа по вливанию яда в уши Джаймала, направленного на то, чтоб как можно скорее разорвать родственные узы между Канауджем и Аджмером. В общем, вода камень точит, а сплетни и наветы с представленными фальшивыми доказательствами разъедают душу молодого правителя еще быстрее. Опытный царедворец Джаймал понимает, что для закрепления успеха необходимо недоверие с обеих сторон и строит заговоры по отношению к аджмерскому двору. Ни коим образом нельзя допустить появление аджмерского наследника, Аджмер должен быть ослаблен. Посему к беременной махарани, вынашивающей будущего Притхвираджа, под разным видом подсылаются коварные убийцы с ядами и без. Но в этот раз, в отличие от предыдущего, судьба хранит махарани (а как же, этот ребенок ‒ дар богов, по итогам их с Сомешваром паломничества) и рождается здоровый и крепкий мальчик.


  Ничего не могу с собой поделать, любовь к истории каждый раз гонит меня в поисках источников информации в процессе просмотра какого‒-либо фильма, основанного на исторических событиях, пусть даже весьма отдаленно. Долгое время в т.н. раджпутской тематике книга Е.Н.Успенской "Раджпуты. Рыцари средневековой Индии" была у меня настольной. Но, отдавая должное богатому уникальному этнографическому материалу этой книги, со временем стала весьма настороженно относится к исторической справочной информации, подаваемой в книге. Наверное, этот труд не избежал недостатков работ британского офицера и исследователя Дж. Тода, критиковавшегося историками за существенные неточности, на которого сама Успенская довольно часто ссылается в своей книге. Вот как пишет Успенская о наследовании Притхвираджем III делийского трона:
<...> В 736‒1193 гг в Дели правила династия кул Томар и Чаухан. Последний из Томаров ‒ Ананга Пал умер в 1151 г. без наследников. Его владения получил по законам престолонаследия Вишаладева Чаухан из Аджмера, чей внук Притхвирадж был сыном младшей дочери Ананга Пала Томара. Притхвирадж наследовал своему деду Вишала Чаухану и деду по матери Ананга Палу Томару в 1171 г. как раджа Аджмера и Дели одновременно. Старшая дочь Анангапала была замужем за раджей Канауджа, и ее сын Джайчанд Ратхор тоже приходился внуком Анангапалу. Этот Джайчанд отказывался признать права Притхвираджа Чаухана на Дели <...>
   Казалось бы, что такого, трон Томаров  с чего‒то вдруг наследуют Чауханы, а потом он переходит от деда к внуку. Стоп-стоп! А где отец Притхвираджа Сомешвар, почему он выпадает из этой цепочки? Потому, что на самом деле все происходило несколько иначе.
  Аджайраджа Чаухан был известным правителем своего времени, довольно успешно воевал с соседними раджпутскими княжествами в стремлении привести их под свое правление. Традиционной историей этот процесс принято называть объединением страны. Именно он основывает Аджмер, как наиболее выгодную стратегическую площадку для отражения атак мусульман. Наследовавший ему Арнораджа Чаухан за 18 лет на аджмерском престоле значительно укрепил свою власть в регионе, вел непрестанную борьбу с раджпутским родом Чалукья, расширил территорию княжества за счет покоренных Мальвы, Харьяны и др. земель. В ранний период своего правления наголову разбил дошедших до Аджмера мусульман, чем надолго отбтил у тех охоту тягаться с Аджмером. Известны четыре его сына: Джагадев, Виградхарадж, Девадатта и Сомешвар. Джагадев вошел в историю отцеубийцей, но просидел на троне несколько дней, пока Виградхарадж не сместил его. Виградхараджа IV почитают как одного из самых могущественных правителей своего времени. Он неоднократно сталкивался в боях с мусульманами, и если первая битва была оборонительной, то последующие уже наступательные, гнал из "за Можай", освобождая исконно раджастханские земли. Из ранее завоеванных у мусульман остался только Панджаб. В качестве мести за поражение отца напал на Чалукьев и уничтожил Пали и Надол. Такая же участь постигла и Джавалипур, принадлежавший роду Пармара. Завоевал принадлежавшие роду Томар Дели и Ханси. Причем Ханси в момент завоевания находились под мусульманской властью газневидов, Томары ранее его потеряли. А вот Дели был начисто отобран у Томаров. Именно с этого момента и стали Чауханы правителями Дели. И никакой передачи по наследству от Томаров и быть не могло. После Виградхараджа Аджмером недолго правит его сын Апарангея, который умирает безбрачным и безнаследным. На трон восходит Притхвирадж II, сын отцеубийцы Джагадева. У него, вероятно, тоже не остается наследников и после его смерти советом министров на аджмерский трон приглашается его дядя Сомешвар, единственный оставшийся прямой наследник Арнораджа, проживавший в то время в штате Гуджарат (его мать была из рода Чалукья). Там же в Гуджарате родился и Притхвирадж III, еще до того как его отец стал правителем Аджмера. Не вдаваясь в подробности правления Сомешвара отмечу, что он расширил свою империю до Гвалиора и Канауджа, на восток продвинулся до Гиссара. Так что Притхвираджу III Чаухану досталась солидная империя, занимавшая значительную часть Раджастхана и Харьяны. Всё, что было завоевано Чауханами собственноручно. Но не забываем тот факт, что кроме завоеванного права правления на этих землях, именно в Дели и именно Притхвирадж через свою мать мог считаться легитимным наследником клана Томар (у деда Анангпала, трон которого отобрал дядюшка Пртихвираджа Виградхарадж, прямых наследников мужской линии не было). Этот факт всего лишь дополнительный штрих, не меняющей общей картины наследства Притхвираджа империи Чауханов. И тем непонятнее претензии на делийский трон Джайчанда. Он хоть и является таким же внуком Анангпала, но трон же Томарами давно утрачен; на делийском троне сейчас Чауханы, и Притхвирадж его получил именно как наследие клана Чаухан. В общем, в те непростые времена было решающим одно право ‒ право сильного. Есть претензии ‒ бери и отвоевывай, если сможешь.
 Вся эта матчасть написана с одним лишь умыслом, показать изначально, что никакой радужной идиллии с выездом в гости на шашлыки между сестрами и их мужьями быть не могло. К тому же, Сомешвар в то время в своем Гуджарате не мог быть правителем Аджмера и даже не предполагал, что им станет. Но это же fiction history, где фикшн на первом месте; тут главное, чтоб красиво и драматично)).
  Возвращаемся. Коварный Джаймал так и не смог предотвратить рождение аджмерского наследника и поэтому планы теперь уже как устранить младенца. Ни одной серии не проходит, чтоб не было совершено покушения на маленького При (для краткости имя героя буду писать так, бо как каждый раз набирать Пртихвирадж или даже просто Притхви это же умом чокнуться можно). То кормилицу с отравленной грудью подсунут, то поддавшийся шантажу преданный телохранитель стреляет в маленького принца, то в подарок бешеного коня пришлют. Секретные службы Аджмера выясняют, что корни заговоров ведут в Канаудж. В общем, разругались вдрызг племянник Джайчанд и дядя Сомешвар. И хоть позже примирились, узнав о подставных заговорах, но "осадочек остался". В княжестве Канаудж радость ‒ рождение у Джайчанда дочери Саньогиты. И в Аджмере При подрастает в окружении друзей, среди которых особо выделяется Чандер, сын придворного поэта и сам будущий поэт и летописец. Это ему принадлежит авторство эпической поэмы "Притхвирадж Расо". Но это всё ещё в будущем, а пока махараджа Сомешвар принимает решение отправить мальчиков в закрытую школу по подготовке будущих воинов.
Школой руководит, как и положено, мудрый ‒ премудрый наставник, основная цель которого не только вырастить из При умелого воина, но и донести до юнца разницу между просто супергероем и будущим правителем. В школе Притхвирадж проводит несколько лет и обзаводится преданными друзьями. С врагами тоже всё в порядке, они присутствуют. Хотя, будем справедливы, на момент обучения в школе это даже и не враги вовсе, а так себе, мелкие неприятели. Школьная жизнь подростков, кроме ежедневной образовательной, духовной и военной муштры, наполнена разными внеклассными приключениями, в которых их дружба подвергается первым испытаниям на прочность. Как говорится ‒ один за всех и все за одного! В это же время При овладевает секретной техникой "слепого" поражения стрелой цели, которая поможет ему отомстить неприятелю перед смертью. Но это я снова сильно забегаю вперед.
 И, чтобы потом не возвращаться к теме исполнителей, отмечу сразу,  Раджат Токас уже в подростковом возрасте демонстрирует на экране довольно зрелую игру. До роли Акбара еще добрых семь лет, и, понятно, имей такую возможность, куда интересней было бы следить за ростом актера в хронологическом порядке. Без сомнений, мальчик талантлив от природы (ну, или поцелован богом, кому как нравится)


  Меж тем в Аджмере неспокойно, назревавший конфликт с соседним раджей Бхимдевом вылился в открытое военное противостояние, в последнем сражении которого сам же Бхимдев трусливо заклинал Сомешвара о пощаде. Кодекс раджпутской чести не позволяет убивать противника, если тот просит пощады и Сомешвар отправляет Бхимдева восвояси. И еще один краеугольный камень раджпутской чести: с поля боя есть только два пути ‒ победителем или на погребальный костер.  И тут складывается патовая ситуация: Сомешвар не мог убить струсившего противника, а тот теперь не может простить своего унижения. Естественно, в голове теперь только план мести ‒ убийство Сомешвара. Ну, можно, конечно, порассуждать о неблагодарности и подлости характера персонажа, только для меня это было предопределено с момента первого сюжетного появления Бхимдева. Еще в Jodha Akbar, представляя тамошнего персонажа Адхам Хана,  я писала, что у актера Четана Хансраджа лицо‒спойлер, смотришь и сразу понимаешь, кто у нас тут "плохой парень". Предчувствия меня не обманули (с)


 Озаряя лицо улыбкой и держа кинжал за пазухой, Бхимдев направляется с дружеским визитом в Аджмер. В это же время в родное княжество вернулся и юный принц Притхвирадж. Пришло время после школьных воинских экзерсисов постигать придворную науку управления государством. А дворец, это вам не поле боя, тут политесы строятся зачастую не на личной храбрости и смелости, а на хитрости и сдержанности. Даже с заклятым врагом приходится обниматься, коль того требует текущий политический момент. Так забавно смотрятся актеры, после того как уже привык к ним в более старшем возрасте, когда разница в возрасте не так заметна. Тут Раджат прям такая крошечка в сравнении Четаном :)


   И тут сценаристов понесло. Если все пересказывать хотя бы кратко, боюсь описание растянется на много‒много страниц. А я тут, чай, не роман пишу по мотивам сериала).  При сразу начинает подозревать Бхимдева в коварстве, но не находит у своего отца понимания; Сомешвар склонен доверять Бхимдеву и считает подозрения При необоснованными. При устанавливает персональную слежку за Бхимдевом, разоблачает убийство танцовщицы, приставленной к Бхимдеву с шпионскими целями, отправляется в Гуджарат за украденной печатью махараджи, которую хитрым способом украли и вывезли из Аджмера вслед за спешно бежавшим Бхимдевом. Теперь совсем кратко: в Гуджарате При "напрашивается" в тюрьму (там под охраной статуя с печатью); в тюрьме знакомится с местным грозой и авторитетом Сикандаром (у того в виде тату план побега из тюрьмы, привет сериалу "Побег")); скрывая лицо под маской, показывает свое "слепое" стрелковое умение  и, пока Бхимдев тренируется, выкрадывает печать, а заодно спасает множество пленных аджмерских солдат. В общем, поездка в Гуджарат удалась. Бхимдев зол без меры.  Сомешвар горд за сына еще безмернее.
 Тут хотелось бы отметить еще один момент. Если помнить начальные серии и навязчивую идею Джаймала из Каннауджа избавиться любыми способами от малютки При, странно, что он оставил свои попытки сразу и вдруг после отъезда При в школу. Можно подумать он от этого перестал быть конкурентом Джайчанда на делийский трон (по сериальной версии). Но При парень отчаянный, он и без каннауджских родственников сам себе и приключения и врагов собирает с космической скоростью.
   Меж тем в аджмерском дворце парни (все друзья При по школе приехали к нему погостить еще во время гуджаратской эпопеи) заскучали. Сам же При печалится несчастным существованием простого народа и, наслушавшись баек сказительницы, отправляется искать несметные сокровища. Друзья с ним, конечно же! Внезапно падает со скалы, но спасе от ран жителем соседней деревни, находящейся под гнетом разбойников, ООО "Притхвирадж и компания" ломают нерешительность и страх деревенских, взывают к их чувству достоинства и поднимают их на противостояние разбойникам. Все сплотились, разбойников прогнали, а наш герой (о! какая удача!) получает первый камень, полное собрание которых и будет ключом к сокровищам. И тут начинает квест на добрых писят серий ‒ пройди все испытания, преодолей препятствия, отбейся от соперников, собери все камни и будет тебе счастье. На первом этапе знакомятся с неким Митвой, который чуть позже выяснится на самом деле принц Самар Сингх из Читтора, тоже охотник за тем же сокровищем. Попадают в плен к дикарям, один из камней у них в виде ритуального божества. Чандер копирует текст, а редиска Самар выкрадывает камень. "При и Ко" еле уносят ноги от разгневанных дикарей. Прибывают в Девгарх. При спасает девицу, которую прилюдно замуровывают за любовь с местным принцем (хо! привет легенде об Анаркали и Салиме). Самар выдаёт царю местонахождение При с друзьями. При вынужден выступать в боях на арене. В конце концов принц Девгарха спасает При, но очередной ключ к кладу оказывается в руках Самара. Идут дальше, попадают к разбойникам, которые тоже хотят клад, добытый чужими руками. Разбойники как разбойники, типичные такие, как в сказке про Али‒бабу. На работе, как и положено, в черной униформе, в черных тюрбанах и черным тилаком. А вот в нерабочее время прикидываются вполне добропорядочными гражданами. Их предводитель Харья прекрасен в усах и с кальяном. Но белее всего здесь прекрасна их национальная раджпутская одежда. Обожаю эти расшитые распашонки.


  Теперь и разбойники начинают следить за При и Ко, чтобы в последний момент заграбастать вожделенный клад. И так как рыбак видит рыбака, не удивителен и последовавший альянс Харьи и Самара. Ах, до чего же некоторые принцы ради корыстных целей бывают неразборчивы в связях! ))
 Следует отметить, что в большинстве проходов квеста, друзья При чаще всего оказываются в заложниках, и При приходится мало того, что самому справляться, так еще и друзей спасать. А он такой, он может ‒ молодой аджмерский лев! Вон как рявкнул на переодетую девицу, та язык проглотила. В общем, в эмоциональном плане подачи роли вполне угадывается будущий Акбар (как ни крути, а от сравнений не отделаться)


 И следом еще один сюжетный блок приключений. Немного глупый с точки зрения мотивации, но один из самых красочных и авантюрных. Получив в лабиринте камень, При спасает друзей, но те решают оставить поиски клада. Ну и правильно, один фиг только в заложниках отсиживаются. Но Притхви сильно деморализует такое предательство друзей. Попадает в ловушку разбойников и Самара, лишается камней. Знакомится с неким Ронаком, которого жители деревни вот уже лет 5‒6 считают умершим, тот живет отшельником и может помочь с расшифровкой ключа. Разбойники тоже тут как тут, отбиваются. Узнает страшную трагедию Ранака, дочь которого украл принц Викрам из соседней деревни. Гы. Тут создатели сериала не поскупились на заимствование и буквально процитировали эпизод и "Месть и закон". Когда При обвиняет Ранака в бездействии во время нападения разбойников, тот встает, покрывало падает и видна одна нога. Флешбек с отрубанием ноги во время похищения дочери. *утёрла скупую слезу умиления*. При обещает найти и вернуть дочь Ранака. Обоснуй, аллё! На дворе 12‒й век, увести мужнюю жену, чтоб вернуть отцу‒калеке. А как она жить‒то будет, как её примет община? Да недавнего времени сие было невозможно, что уж говорить про времена стародавние. Но наш герой не сдается и попадает сразу в лапы тирана Викрама. Бежит, находит объект спасения, но Читрангада старается убедить, что она счастлива в браке. Врет, конечно. В это время Ранак попадает в лапы разбойников, но его спасают одумавшиеся и вернувшиеся друзья При. Все теперь охотятся на При: и Харья, и Самар, и Викрам. И все горят желанием его убить.  Но он проявляет невиданные чудеса маскировки и находится у противника под носом, прикинувшись стареньким родственником Викрама, приехавшим по поводу помолвки принцессы. В нужные моменты может и бэтменом повисеть под сводами дворца)). А разбойники вполне себе такие раскованные, по дворцу ходят в униформе, не скрываясь. Вопрос ‒ что курят сценаристы?


  Классика жанра. Без песен и плясок шоу ‒ не шоу. Эротически задорный танец ряженого дедушки, под который он умыкивает юную принцессу, внучку Ранака.



  Аааа! Мало, что чуть ли не принуждает Читрангаду покинуть мужа ‒ тирана, так еще и лишает её дочь, принцессу по рождению (!) надежды на соответствующее по статусу будущее! Дайте сценаристу парабеллум)). 
  Нет, приключения еще не закончились. Будет еще долгий переход по пустыне, будут столкновения с монахами ‒ хранителями клада, будет самоотверженный подвиг влюбленной в При девицы, которая бросится в огонь ради того, чтоб тот таки нашел сокровища. Ох!


  Богачества нашлись. Тут и подельнички прибежали на готовое. Меж Харьей и Самаром вполне логично происходит разборка, кто быстрее устранит конкурента.


  Притхвирадж с компанией возвращается в Аджмер, где папенька махараджа вскорости коронует его шапкой и титулом наследного принца.


  Казалось бы, почти сотня серий и вполне законченный сюжет. Кабы это была отвлеченная сказочная история про условного принца. Но ведь создатели сериала убеждают зрителя, что это молодые годы исторического Притхвираджа и значит основные вехи его биографии еще впереди (хорошо, что сериал уже закончен и известно общее количество серий)) и можно будет дальнейшее повествование разделить на два условно‒тематических блока: похищение Саньогиты с церемонии сваямвары с последующим счастливым браком и трагический финал жизненного пути Притхвираджа III Чаухана, последнего индуистского правителя на троне Дели.
   
 Не факт, что скоро, но продолжение точно будет :)