Какой чудесный нафталин, к которому я периодически питаю слабость. Настоящее созвездие кинодеятелей золотого века египетского кино – Фатен Хамама, Заки Ростом, Фарид Шауки, Омар Шариф! Причем, имя 22–летнего Омара Шарифа я специально написала последним, бо как на момент съемок оно было совершенно никому не известно. Эта роль в фильме Юсуфа Шахина, одного из самых авторитетных египетских режиссеров, стала для актера дебютной и отличным пропуском в мир кино.
События фильма происходят незадолго до июльской революции 1952 года. В долине Верхнего Египта две различные группы производителей сахарного тростника жестко конкурируют между собой. Одна из них находится во владении богатого и могущественного Паши (Заки Ростом) и его племянника Рияд–бея (Фарид Шауки), обтяпывающего для дядюшки сомнительные и уголовные делишки. Другая группа производителей – объединившиеся крестьяне. В течение многих лет урожаи Паши были более высокого качества и приносили максимальные доходы, крестьянам же только и оставалось продавать свой товар по бросовым ценам. Свежеиспеченный инженер – агроном Ахмед (Омар Шариф) страстно горит своим делом и, применяя на практике полученные знания и личные таланты, помогает крестьянам выйти на первую позицию по качеству тростника. Негодование Паши усиливается и тем обстоятельством, что Ахмед – сын его управляющего Сабар–эфенди и некогда сам Паша отправил юношу получать образование. Паша и Рияд–бей решают тайно открыть плотину и залить весь урожай крестьян. Но, заметая следы своего преступления, им приходится идти на преступление еще большее – убийство уважаемого сельского шейха и коварно использовать сложившиеся обстоятельства, чтобы обвинить в убийстве Сабар–эфенди.
Теперь Ахмед изо всех сил пытается доказать невиновность отца, а дочь Паши Амаль (Фатен Хамама), с которой детская дружеская привязанность переросла в серьезное чувство, старается помочь любимому, не подозревая о причастности к делу своего отца. Ситуация осложняется тем, что сын убитого шейха намерен "по закону чести" отомстить вдвойне, забрав жизни Сабар–эфенди и Ахмеда.
Начинаясь социальной темой с упрощенной подачей (крестьяне – хорошие, господа – плохие), в сюжет довольно органично вплетается романтическая составляющая, которая служит едва ли не главной причиной для совершения преступлений одной из сторон любовного треугольника. Далее так же быстро вплетается линия кровной мести, борьба главного героя за своё честное имя, раскаяние злодеев и все это чудесным образом полируется финальной сценой western–style перестрелки среди величественных развалин луксорского храма. То, что съемки шли в настоящих развалинах, сомнений нет никаких. Хотелось бы надеяться, что те колонны, из которых пулями высекались малые фрагменты, все ж таки были муляжами. А то меня терзают смутные сомнения.
Нет никакой особой причины, чтобы настоятельно рекомендовать фильм к просмотру, если только вы не такой же любитель неизвестного нафталина или не поклонник Омара Шарифа, интересующийся его до–голливудской фильмографией. Своим темпераментным исполнением роли Ахмеда он сразу показал, что в кино пришел всерьез и надолго. Как удачно сложилось, что семейный бизнес его отца потерпел финансовый крах, а то так бы и трудился этот дипломированный физик и математик на ниве лесоторговли.
Впрочем, весь актерский ансамбль заслуживает отличной оценки. С великолепным взаимодействием на экране трио Хамама – Шариф – Рустом я уже встречалась и раньше, в более позднем фильме "Река любви" (адаптация Анны Карениной). Не менее великолепен и Фарид Шауки в типичном для того периода его карьеры амплуа злодея.
Комментариев нет:
Отправить комментарий