четверг, 5 января 2017 г.

Чан Ань Хунг. Вьетнамская трилогия.


   Чан Ань Хунг ‒ французский кинорежиссёр и сценарист вьетнамского происхождения, выпускник французской Национальной высшей школы Луи Люмьера.
Его дебютный полнометражный художественный фильм "Аромат зелёной папайи" (1993) был одобрительно принят публикой и критикой, получил несколько крупных премий. Вместе с последующими лентами "Рикша" (1995) и "Вертикальный луч солнца" (2000) он составил авторскую "вьетнамскую кинотрилогию" режиссёра, принесшую ему мировое признание. И мое личное безоговорочное обожание, основательно укрепленное последующими не-вьетнамскими проектами Чан Ань Хунга ‒ "Я прихожу с дождем" и "Норвежский лес".
  Аромат зелёной папайи (1993, Франция, Вьетнам) ‒ пожалуй, самый красивый из трёх фильмов, настоящая поэма для глаз.
   Сайгон, 50‒е годы прошлого века. Скромная и застенчивая девочка покидает родную деревню и переезжает в большой город. Стены богатого красивого дома, в котором она устраивается работать прислугой, и окружающий дом живописный сад скрывают семейные трагедии и несчастную любовь.
   Идут годы, девочка вырастает в молодую красивую женщину. Ситуация складывается таким образом, что Муа переходит работать в дом друга семьи её бывших хозяев. Молодой одаренный музыкант, принадлежащий к высшему обществу, со временем осознает глубину чувства к своей застенчивой безмолвной прислуге. Ради любимой он готов идти на разрыв с укоренившимися условностями и предрассудками... Если вам известен какой‒либо глагол, обозначающий исключительно гармоничное движение, его следует употребить именно здесь и сейчас. И тем удивительней то обстоятельство, что такая трепетная в своей аутентичности вьетнамская натура была полностью воссоздана во французских павильонах.


______________________________________________________________________________

    Рикша (1995, Вьетнам, Франция, Гонконг) ‒ в отличие от предшественника, обласканного не только в международном масштабе, но и на исторической родине режиссёра, этот фильм был запрещен к показу во Вьетнаме из‒за "слишком явной критики". С цензурой не поспоришь.
    Действие фильма происходит в середине 1990–х годов в Хошимине.
Главный герой картины зарабатывает на жизнь нелегким трудом рикши и пытается честно выполнять свою работу. Его отец тоже был рикшей, но погиб под колесами грузовика, поэтому ответственность за семью теперь на плечах сына. Город поделен на районы и подчинен строгой иерархии банд рэкетиров, где у чужаков‒одиночек нет шанса на выживание. Парнишку–рикшу избивают и лишают повозки, чтобы не отбивал клиентов в чужом районе. Но деньги нужны постоянно и единственный кажущийся гарантированным способ их получения ‒ примкнуть к местной банде. Открывается такая созвучная нашим 90‒м "перспектива" мира мафии, наркотиков и криминала… Сестра же рикши продается в бордель. У нее обязательно случится и настоящая любовь, но чувства обречены в этом безнадежном городе смерти. Потрясающе тонкая и поэтичная история "безнадёги", история любви проститутки и бандита, так замечательно сыгранная Чан Ны Йен Кхе (жена и любимая актриса режиссера) и Тони Люном маленьким, уже начавшим своё карьерное восхождение к мировой известности.




_________________________________________________________________________________

   Вертикальный луч солнца (2000, Вьетнам, Франция, Германия) ‒ завершающий фильм трилогии, современный времени съемки. 
   Конец 1990‒х годов в Ханое. В центре повествования прочная в финансовом отношении ханойская семья, состоящая из трех сестер и брата. Самая младшая сестра пока не замужем, поэтому она живет с братом. Ее брат ‒ очень красивый молодой человек (о, да, разве можно сказать иначе о Нго Куанг Хае!), и немудрено, что девушке льстят фантазии на тему, что в глазах посторонних на улице они могут выглядеть парой. Нет‒нет, никакой запретной любви, это всего лишь невинная пробуждающаяся сексуальность героини, которая толком пока не может разобраться в отношениях со своими приятелями и для которой брат - эталон идеального мужчины. Старшая сестра замужем за человеком, у которого на стороне есть и другая семья с подрастающим сыном. Но она любит мужа, любит её и муж, причем ровно настолько, насколько любит и другую жену. А средняя сестра и ее муж‒писатель вне себя от радости: после долгих бесплодных попыток они наконец‒то станут родителями и потому пока еще сохраняют в тайне эту новость. И в этот самый момент их семья подвергается серьезной проверке на прочность... Колониальная французская архитектура, буйство красок растений и фруктов (с доминантой так любимых режиссером сочных оттенков зелёного), прекрасные виды залива Халонг, томный дух жаркого тропического лета. Лета, в течении которого каждой из сестер предстоит разобраться со своими мыслями и чувствами.
  Из дополнительных для меня лично бонусов (кроме уже озвученного Нго Куанг Хая) - дебютное появление в эпизодической роли До Хай Йен и включаемый по утрам Лу Рид.



  Кинотрилогия создаёт красочное и весьма достоверное впечатление о разных периодах жизни Вьетнама второй половины прошлого века..
  Жена Чан Ань Хунга, актриса Чан Ны Йен Кхе, сыграла главные роли во всех трёх фильмах, а также поработала и по своей основной специальности художника–декоратора.