суббота, 17 ноября 2018 г.

Чандрагупта Маурья / Chandragupta Maurya [2018]


    Не успели остыть экраны от финального трупопада в телешоу Пор, как на смену ему на всех парах врывается новая история - история восхождения на трон первого всеиндийского чакравартина (императора) Чандрагупты Маурья, основателя династии Маурьев, славу которой в большей степени составил внук Чандрагупты - чакравартин Ашока. Это исторически так сложилось, что Чандрагупту принято считать первым объединителем земель индийских, хотя основа будущей империи Маурьев была заложена прежней династией Нанда. Но Нанды в истории имеют негативное освещение, потому и заслуги их не особенно акцентируются.
    Династия Нанда возникла в древнеиндийском регионе Магадха в 4-м веке до н.э. и просуществовала до 321 г. до н.э. Правители этой династии "прославились" безудержным накопительством богатства. Согласно Пуранам, мать основателя династии Махападма (или Уграсены) была низкоранговой служанкой и принадлежала к касте шудра, а джайнские предания представляют Махападма как сына куртизанки и цирюльника. У Квинта Курция Руфа читаем, что он "завоевал симпатии правительницы", убил правителя и его сыновей и захватил трон. Нет никакого сомнения в том, что Махападма был человеком низкого происхождения и захватил трон нечестным способом, но он был, безусловно, очень способным и могущественным правителем. Пураны характеризуют его как "человека, уничтожившего всех кшатриев", и как "единственного правителя земли".

    Испытывая к кшатриям классовую ненависть (в то древнее время только кшатрии могли управлять государствами), Махападма с превеликим удовольствием и азартом начал разорять и присоединять под своем управление соседние кшатрийские царства. В своих максимальных территориальных размерах империя под властью династии Нанда простиралась от Бенгалии на востоке, в районе Пенджаба на западе и далеко на юг до Виндхьи. Согласно греческим историкам, могущественные народы, которые обитали за рекой Биас во времена Александра Македонского, находились под властью одного суверена, чьей столицей была Паталипутра (столица Магадхи). Из этого следует, что Махападма объединил под своим скипетром большую часть Индии. С этой точки зрения именно его можно рассматривать как первого исторического основателя империи в Индии.
    Преемниками Махападмы были его восемь сыновей, которые правили один после другого. Правда, другой источник сообщает, что эти восемь Нанда были его братьями. Достоверно известно, что последний правитель из династии Нанда, называемый в буддийской литературе Дхана, был современником Александра Македонского. Греческие авторы называют его Аграммес или Ксандрамес (вероятно, искаженное санскритское отчество Ауграсайнья).
   Нет никакого сомнения в том, что Дханананда был очень могущественным правителем. Согласно описаниям Диодора и Курция, армия Дханананды состояла из 20 тысяч всадников, 200 тысяч пехотинцев, 2 тысяч колесниц, запряженных четверками лошадей, и 3 тысяч слонов. Об огромных богатствах династии Нанда часто говорится в древнеиндийской литературе. Но, вполне очевидно, он не пользовался доброй славой среди своих подданных, поскольку он был низкого происхождения, пренебрегал религией и облагал население высокими налогами.
   Собственно, вот такой портрет правителя, к которому устремился Чанакья в надежде снискать у того понимание важности объединения в противостоянии иноземной экспансии.
   Как это часто случается в художественных телешоу, существенный хроносдиг в одной части приводит к изменениям и подтягиванию истории за уши в дальнейшем. Но одно неизменно - история Чандрагупты всегда начинается с конфликта Дханананды и Чанакьи.
   Поехали! (с)
   Эксцентричный Дханананад, то ли от скуки, то ли, чтобы у зрителя сразу закрепить в памяти недостойное царского трона происхождение, начинает ежеутренние дела с того, что тренирует свои парикмахерские навыки. В память о своем предке. Известие о смерти Пора заставляет Дханананда пофилософствовать на тему, что сколько ни стриги волосы, они растут из корней под кожей, так же и со смертью Пора мысли о единстве Бхараты не исчезнут, они будут прорастать благодаря Чанакье, но Дханананд положит этому конец. И тут же продемонстрировал как, хладнокровно отчикав кусок скальпа с оставшимися волосами.


  В это время в Паталипутру уже прибыл со своей миссией Чанакья в компании ученика Бхайрава. Небольшая прогулка по городу вскрыла многие несправедливости в отношении бедняков, непомерные налоги, сильное социальное расслоение и готовность к восстанию тех, кому "нечего терять кроме своих цепей". Главный министр Дханананда Аматья Ракшас, будучи преданным сановником своего правителя, но в то же время блюдя кастовое благородство, как брахман брахмана предупреждает Чанакью, что дорога во дворец может для него стать последней. Ну, как знаешь, мое дело предупредить.


  Для зала собраний дворца Дханананда использована та же двухуровневая круговая концепция, как и Паурав Раштре. Мне нравится. Ощущение величия и масштабности. ну и самом собой, золото-богато и у правителя - льва львы повсеместно. Особенно впечатляющим выглядит трон в пасти льва.


 И во всем этом золотом великолепии Саурабх Радж Джайн искрится бенгальскими огнями в роли Дханананда. Я понимаю, это совсем неправильно, нельзя симпатизировать такому бешарамному персонажу. Но по-другому никак! Он перетягивает на себя все возможные одеяла, покрывала и прочие занавески и дуппаты. Ха! Ему даже не стали гримировать татуировку на полтулова, посчитав её пикантной деталью для общего образа.


  Импульсивный, высокомерный, манерный, в долю секунды меняющий мимику и играющий модуляциями голоса. Яркая, капризная райская птица.


  Прежде, чем выслушать и выпроводить Чанакью восвояси, Дханананд решает высмеять известного ученого мужа, устроив перекрестные политически-теологические дебаты между ним и множеством специально приглашенных для этого брахманов. Некоторые из них бросились "отрабатывать хлеб" приглашенной стороны и высмеивать Чанакью, пытаясь подловить на нестыковках. Но с кем связались! Он как начал сыпать мудростями и теоретическими выкладками о том, каковым следует быть идеальному правителю. Еще бы, через несколько лет все свои идеи Чанакья соберет в политико-экономический трактат "Артхашастра", или "Наука политики" (Наука о государственном устройстве), который и по сей день не потерял своей актуальности. Нет, право слово, хоть разорвись. То ли мудростям внимай, то ли успевай следить за роскошными ужимками Дханананда.


  В общем, не по зубам оказался Чанакья. И самая главная опасность, что "он не просто ученая попрошайка, он несет идею!" ((с) Дханананд). Раздраженный Дхананад физически унижает Чанакью, приказывает выкинуть из Магадхи, под конец приложив его еще и об пол.


   Зря, ой, зря! Тот самый момент, когда оскорбленный Чанакья прилюдно дает обет, что свергнет неправедную династию Нандов, а до того дня не будет завязывать свою шикху, обязательный ритуальный узел на волосах индуиста того времени.


  Осталось только найти достойного кандидата, чтобы проводить через него свою политику. На этом пути он и встречает молодого Чандрагупту Маурья, который даже будучи ребёнком проявляет качества прирожденного лидера.
  До момента судьбоносной встречи сюжетные линии Чанакьи и Чандрагупты идут параллельно. Юный Чандра во главе компании таких же сорванцов (толстый, тонкий и гипнотизер) пробавляется воровством. Но не всего подряд, а наказывают скупого лавочника. По сериальной традиции, любой будущий герой уже с детства проявляет уникальную смекалку и недюжинную силу. Такую, что помогает сначала сбежать от отряда местной полиции, а потом и завалить кучу пехлеванов. Но на каждый болт найдется гайка, так и тут, огребя некислых люлей от другого борца, Чандрагупта выходит из нокаута и поднимается на ноги с самоощущением, что больше никому и когда не позволит себя унизить.
   Несмотря на симпатию к Картикею, сам персонаж Чандры пока выглядит довольно странно. Нет, конечно, он отличный друг, своим всегда на выручку, храбрый, смекалистый, но вот это всё - воровство, откровенное хулиганство, разухабистая задиристость. Да, Чанакье придется потрудиться вырастить из него послушного царя.


Комментариев нет: