вторник, 7 июля 2015 г.

Самородок / Yaadgaar (1970)


  Мыши плакали, кололись, но продолжали есть кактус смотреть старое индийское кино, коего на диске напихано чуть больше, чем дофига. Не сказать, чтоб я такой уж истинный поклонник масалы, все ж таки параллельное кино и артхаус на хинди и бенгали мне гораздо ближе и интереснее, но из песни слов не выкинуть и детство, отягощенное коммерчески успешными индийскими мелодрамами, нет-нет да и подмигнет ностальгично из прошлого. Но опять же, следует уточнить, я не собираюсь ежедневно уделять внимания любовным и семейным перипетиям пресловутых "Зит и Гит", а только в соответствии с хедлайном бложика спешу написать "о том, о чем не расскажут другие".
 Yadgaar (Самородок по-русски) - классическая масала с незаконнорожденным потерянным в младенчестве ребенком, страдающей мамашкой, еще кучей всяких злодеев и просто редисок, любовью, не признающей сословий, и прочими песнями-танцами. А так как главного героя в этом фильме играет Манодж Кумар, создавший образ "патриотического героя" своего времени (за что и получил всенародную любовь и прозвище Бхарат Кумар), то масала эта не просто масала, а масала сильно патриотическая. 
  Но по порядку. Некая личная служанка недавно умершей махарани стала объектом вожделения самого махараджи и, как случается в таких ситуациях, понесла-с. Новорожденный бастард мало нужен папашке, потому его доверенный слуга Мадан Сингх (Мадан Пури) берет роль провидения в свои руки. Нет человека - нет проблемы. Мамашка со свертком убегает от махараджиного приспешника в пустыню. Ну, не самое удобное место, чтоб спрятаться). И в это же время в той же самой пустыне и практически в шаговой доступности разыгрывается иная драма: муж (Пран) убивает вероломных жену и друга, наградивших его оленьими рогами. У настигнутой мамаши обнаруживается пустой сверток, Мадан Сингх пытается выяснить куда она спрятала младенца, но сойдясь в одной точке места действия с мужем-убийцей (какое, однако, популярное место в пустыне для совершения преступлений), все разбегаются друг от друга врассыпную. Пран возвращается к своей машине и обнаруживает там младенца. Младенец ему тоже совсем не нужен, но не бросать же под солнцем в песках, по возвращении домой передает его некоему Чанду Сетху, хоть и владельцу отеля, но личности крайне криминальной.
 В общем, это только первые пять минут фильма и по понятным соображениям всё пересказывать я не буду. Остановлюсь лишь на моментах, где даже обладая здоровой прививкой масалы, "я так хохотался" до слез умилиения).

  На утро следующего после описанных событий дня мамка с подругами и кибиткой возвращается в пустыню искать своего новорожденного сына! И так смотрит вдаль, и эдак, никак не может вспомнить ни места, ни номера машины, ни кому она принадлежала. Она что, реально думала, что машина будет стоять сутки на одном и том же месте?!


   Прошло 20 лет. Мальчик Бхану (Манодж Кумар) вырос в здорового, красивого и самое главное умного и патриотичного рабочего-кузнеца, ратующего за честность и всеобщую справедливость. В свободное от работы время вместе с командой друзей-музыкантов под аккомпанемент эктары (этакая однострунная разновидность народного инструмента уличных акынов) обличает всяческие пороки, тормозящие развитие родной страны. Само собой, судьба сталкивает его в соперничестве на предвыборной арене с родным отцом - махараджей, а в борьбе за руку и сердце Прекрасной Дамы (Нутан) - с единокровным братом, наследным сыном махараджи. Нутан по совместительству еще и является племянницей Прана (тот который муж-убийца), а заодно и наследницей баснословного богатства своей семьи и Прана тож. Сына махараджи играет Прем Чопра и этим всё сказано)). Вряд ли кому из знатоков индийского кино 70-80-х придет в голову ожидать от его персонажа добропорядочных действий. Так оно и вышло (с). Маноджа Кумара по приказу ясновельможного братца избивают почти до смерти, а его Прекрасная Дама чудом сбегает от посягательств коварного злодея. Ну, а что, в пустыне босая измученная девушка завсегда может убежать от догоняющего её всадника на верблюде.
  Но! Вот оно это самое но! Которое меня и сподвигло вообще на обзор фильма! Посмотрите на субтитры. Двадцать лет, все двадцать лет мамашка ежедневно какбэ таскается в пустыню, чтоб найти своего оставленного сына. Я плакаль.


  Но она не сдается и верит в своей материнский инстинкт. И что?! Он таки приводит её за нужный бархан, где еле дышит её кровиночка. Но она пока об этом не знает и просто из чувства глубокого милосердия доставляет его в больничку при храме.


Дальше и вовсе прекрасно. Нутан со своим дядюшкой Праном навещают избитого, но горячо любимого Бхану. Во дворе храма Прану достаточно было мимолетного скользящего взгляда по проходившей женщине, чтоб состоялся этот фееричный диалог)


  Нет, каково это! 20 лет назад мельком взглянуть на беглянку, чтоб сейчас узнать её моментально. Вот это я понимаю фотографическая память. Да ему с такими способностями в шпионы идти надо, бросил косой взгляд на документ и никакие микрокамеры не нужны. Ну, что ж, на последний вопрос Пран ответил честно, что отдал мальчика владельцу отеля. И тут друзья Бхану, который весь лежит в перевязках, подхватывают, что именно его нашли в пустыне и он какое-то время рос у Чанда Сетха. Все счастливы, обнимаются, пляшут и танцуют. Ура!
  Далее события идут по нарастающей: все сильнее затягиваются клубки противоречий между Бхану и его единокровными родственниками. Только с той разницей, что он уже знает об их родстве. Пришел критический момент открыть правду и отцу (ради спасения сына). И тут очередной феерический диалог, даже фееричнее предыдущего)).
 Какие доказательства? Разве материнская любовь - не доказательство? Ааааа! Где бы найти такого легковерного махараджу))


  В общем, папашка в задумчивости, а брат-принц офигел от перспективы раздела имущества с братом-бастардом "из народа". Не говоря уж о том, что бастард оказался изначально успешнее в любовных делах. Вот Прем Чопра и берет "на слабачка" Маноджа Кумара, пытаясь представить дело перед "случайно" появившимся нарядом полиции как покушение на изнасилование.


 Ой, нет, не подумайте, он не себя имел ввиду, разрывая рубаху)). Якобы жертва - Нутан, которая теперь уже клятвенно пообещала выйти замуж за принца. Не потому что разлюбила бастарда, а потому что стала жертвой шантажа со стороны принца и преданного слуги Мадан Сингха (того самого, что в начале "упустил" новорожденного). Мадан Сингх тоже может работать шпионом на благо родины, он тоже совершенно внезапно узнал в дядюшке Нутан того самого убийцу из пустыни. И пригрозили девице разоблачением и пожизненным заключением дядюшки, если она не выйдет замуж за того "кого надо".
  В конце, конечно же, все разрешится самым наилучшим образом для всех персонажей. Почти)). Хорошие останутся с хорошими, исправившиеся примкнут к хорошим, а редиски получат по заслугам. Говорю же  - масала-масала)
 Так. Что же все таки есть в этом фильме, заслуживающее особого упоминания? Очень красивая самая первая сцена выяснения отношений махараджи с беременной служанкой. И не только интерьерами, но и операторскими решениями. Как отлично обыграны зеркальные отражения! Жаль, что вся сцена не более пары минут.


 Локация в пустыне. Это и впрямь одни из самых красивых эпизодов фильма, даже несмотря на феерическую глупость там происходящего. 


  Только не спрашивайте, что за ребенок на руках у Нутан. Имхо, это самая нелепая и ненужная сюжетная линия фильма, из серии "как кобыле пятая нога")).



   В самом начале сделала акцент на том, что герой Маноджа Кумар не просто романтический герой, а в первую очередь герой патриотический (в соответствии с актерским имиджем). Так вот, основная доля музыкально-песенных номеров фильма - это обличительные куплеты под эктару. И они на самом деле с глубоким смыслом, правда, с не менее глубоким пафосом, да и вообще просто отлично звучат.