понедельник, 31 августа 2015 г.

Мулань / Jin Guo Da Jiang Jun (2013)


Title: 巾帼大将军
English title: Mu Lan

 Закон парности случаев в действии: в 2013-м году вышла еще одна телеверсия пересказа легенды о Хуа Мулань, которая присоединяется к армии вместо своего отца. И как ни крути, но сравнений с Легенда о Хуа Мулань / Hua Mu Lan Chuan Qi (2013) не избежать, хотя бы поверхностных. Общее впечатление: Мулань / Jin Guo Da Jiang Jun (2013) смотрится гораздо увлекательнее, за счет меньшего количества серий нет излишней затянутости (но тем не менее без нее все равно не обойтись); романтическая линия придерживается более традиционного толкования - возлюбленный, как и в  Мулань / Hua Mulan (2009) из "своих" принцев, хотя в этом и кроется трагизм ситуации. За счет введения в сюжет дворцовой линии с интригами - скандалами - заговорами за престолонаследие драматургия сериала только выигрывает и не смотрится разрозненной, как две отдельные части "мира" и "войны" в "Легенде о Хуа Мулань". Ну и главный плюс, на мой взгляд, это удачный подбор актрисы. В отличие от куольноликой красотки Хоу Мэн Яо с мегатонной макияжа в любой (что женской, что мужской) ипостаси, Мулань Эланне Квон смотрится визуально куда как органичнее. Нет постоянного раздражения на тему, зачем в мужском обличии усиленно подчеркивать "женскость". Недаром один из персонажей "рассекретил" её инкогнито, приняв за евнуха)).



  К слову отметить, что комедийная составляющая тоже довольно органично вплетена сюжет, даже несмотря на то, что юмор зачастую топорный (всё, как любят китайские зрители), но он милый и забавный.
   Довольно активно в сюжете представлена семья Мулань со всеми родственниками, что упомянуты в легенде: мама - папа - старшая сестра (только тут она младшая). 


  Хотела было написать, что на экране впервые вся семья, но нет, это будет неправдой. Есть еще и старый гонконгский фильм в жанре хуанмэй с неповторимой Айви Лин По, так вот он аккурат компактен и соответствует каждой строчке легенды, но для современного зрителя представляет исключительно археологический  интерес. По версии сериала Юй Хэ (сестра Мулань) волей случая, а точнее волей пророчества и подлога с её стороны, попадает во дворец. Молодая, красивая, эгоистичная и жадная до власти девушка может много достичь при таких исходных данных, но будучи совершенно неопытной в "тайнах мадридского чанъаньского двора" довольно быстро становится всего лишь пешкой в руках тех, кто правила дворцовых интриг впитал с молоком матери.

  
  Линия дворцовых интриг вообще довольно интересна и относительно близко коррелируется с реальными историческими персонажами. Тут как раз следует отметить и исторический контекст рассказываемой истории. Специалисты и по сей день спорят, к каким временам относятся описываемые события в Балладе о Мулань: часть склоняется к периоду Северная Вэй (425-445 гг. н.э.), другие же к времени императора Суй Ян-ди (604-617 гг). В этом сериале события помещены во времена правления императора Вэньди (личное имя Ян Цзянь)  - предшественника Суй Ян-ди и основателя династии Суй. 


  Собственно, само основание новой династии и стало предпосылкой множества заговоров последователей прошлой династии Северная Чжоу, что нашло отражение и сюжете сериала. Благо, что Вэньди оказался годным императором, наконец-то снова объединил Китай после бесконечных войн Северных и Южных династий, и китайская историография поминает его исключительно, как одного из лучших, почти идеальных правителей. Было бы иначе, приклеили бы клеймо узурпатора. Хотя по сути это так и было - отстранение от власти малолетнего внука и узурпация власти. Кроме того, на фоне интриг адептов реставрации старой династии (читай, возвращения трона другим узурпаторам) идет и внутридинастийная борьба за титул наследного принца между старшими сыновьями. В сериале акценты реальных исторических персонажей, безусловно, смещены в угоду художественной составляющей. Но так это и сериал, а не официальные хроники династии Суй.
 Не могу не отметить Пань Хун, одну из моих самых любимых возрастных китайских актрис, занимающих нишу всевозможных Вдовствующих и просто Императриц. Её персонаж - императрица Дугу - личность весьма интересная и уникальная. Обожаю её на экране, независимо от идеальности или сволочизма персонажей.


  Но вернемся к нашим баранам. Экранными врагами китайцев чаще всего  выступают кочевые племена "варваров" - жужаней, и это исторически оправдано, если Мулань геройствует на полях сражений во времена Северной Вэй. Начало V века - самый расцвет Жужньского каганата, ведшего довольно агрессивную политику по отношению к соседям. Племена послабее подминались и вовлекались в орбиту собственного влияния, а границы китайского государства подвергались непрерывным грабительским налетам с целью наживы и расширения пастбищных угодий. Другое дело, что к моменту, в котором идет повествование этого сериала, а это 581 год (с интронизации Вэньди сериал и начинается), никаких жужаней, как племенной и военной силы, уже не существовало в принципе. Они были истреблены (кто не успел откочевать далеко на запад) набирающим силу Тюркским каганатом. Вот именно с этой силой и приходилось воевать суйской армии, пока в 584 году каган тюрок не признал над собой власти Суй. А так как выше уже отметила, что Вэнди стал объединителем Китая, то воевать ему приходилось земли китайские, как рассыпавшиеся после падения Великой Хань, так до сих пор в кучу и не собиравшихся. Но в сериале суйцы почему-то продолжают воевать против жужаней (?!). И непросто разрозненных формирований, а с ханом, принцессой, огромной армией; в общем, с самыми типичными жужанями времен их расцвета.

 
 Ну да ладно, война и война. А значит, Хуа Мулань нацепляет на себя папины доспехи и под именем Хуа Шен (Орешек, арахис) отправляется в расположение военного лагеря. Тут, как и полагается, находит много друзей, ничуть не меньше неприятелей, как личных, так и общегосударственных, поначалу постоянно вляпывается в истории, когда комические, а когда и смертельно опасные. Но самое главное, с первого момента знакомства обретает дружескую симпатию и протекцию третьего принца Ян Цзюня (Чэнь Сычэн), который со временем, раскрыв истинную личность Мулань, стал испытывать к ней и более глубокие чувства. Втайне, само собой, не раскрывая теперь уже Мулань своего открытия. Потому что любовь любовью, а "страна опасносте", война, чума и много еще разных неприятностей, решение которых первостепенно.


  В общем, идеальный наследный принц и мамин любимчик, жаль только, что до него есть еще два брата, старший из которых и является в данный момент наследным принцем и папиным любимцем. На фоне таких родительских пристрастий второму чертовски умному принцу ничего не остается делать, как рассчитывать исключительно на свои собственные силы и плести тончайшую сеть интриг.
 И, видимо, чтобы Мулань  стало еще "веселее" нести тяготы военной жизни в тот же лагерь направляется и муж нашей героини Чжао Юй.. Что? Какой -  такой муж у Мулань?! А вот и да! Профессиональная сваха устроила по книгам жизни, звездам и прочей чепухе идеальный брак. Но брак с "дурачком Чжао" (на самом деле просто умник-ботаник и идеальное воплощение конфуцианской добродетели) не входил в планы Мулань, поэтому в брачный день она сбегает в армию, отправив под венец вместо себя свою подругу, которой тем не менее представляется семье Чжао как Хуа Мулань. Чжао Юй (Юань Хун, милаха 13-й принц из BBJX) на третий день после так и не консумированного брака сбегает от молодой жены в армию. А какой толк на поле боя от ученого, изъясняющегося исключительно формальным традиционным языком, и не знающим с какой стороны подходить к мечу. Но стратегию и тактику никто не отменял, а именно в этом и силен наш "ботаник".
 В общем, организуется этакое забавное трио героев, этакий полулюбовный треугольник, в котором до определенного момента только Мулань знает кто есть кто, но вынуждена скрывать свои истинные чувства. Но славбогу, что не стали педалировать тему любовных страстей треугольника, а ... трудно даже подобрать определение, что это было - роман, в котором основное внимание уделено дружбе. Доверие, что эти трое проявляют друг к другу, является удивительным и замечательным; они готовы пойти на смерть вместе. 


   Пожалуй, именно эта Мулань больше всего соответствует моим представлениям об этой героине. Решительная, самоотверженная, верная, наиболее подлинная и искренняя из тех, что я видела. В отличие от героини - стоика задиристой Мулань Чжао Вэй и героини, наделенной сверхспособностями, у которой все получается сразу и вдруг, Мулань Эланне Квон гораздо более добра и наивна. Она лишена амбиций и излишнего пафоса; всё, что она хочет, это мир.
   Но меж тем, при всей симпатии к героине, чувствуется, что сюжетная линия не очень реалистична. Существует рост характера героини, но хотелось бы увидеть рост и развитие персонажа, то, что сделало Мулань легендой в веках. Мулань должна был быть удивительным лидером, способной влиять на людей и ситуацию, но этого тут нет. Она просто отличная девчонка и замечательный друг, но, увы, не стратег и не тактик. И тем более не легендарный генерал, о чем заявлено в названии телешоу.


  Обожаю внимание к деталям. И использование округлой древней каллиграфии при написании иероглифов из их числа. Отлично.