понедельник, 21 сентября 2015 г.

Rosy Business (2009)


Title: 巾幗梟雄 
Cantonese/Mandarin title: Gan Gok Hiu Hung / Jin Guo Xiao Xiong

 И вот самые отсталые слои населения в моем лице добрались-таки до самой популярной гонконгской (TVB) тв-драмы 2009 года, которую часто упоминают как эталонную среди костюмных семейных бизнес-драм. Правда, материковые китайские зрители и критики разошлись во мнениях: с одной стороны и нравится, но с другой - вменяли плагиат по материковой драме Da Zhai Men (The Grand Mansion). Тем не менее, Rosy  Business (крайне, крайне неудачное английское название) в текущий период собрала победы в основных номинациях - Best Drama, Best Actress, Best Actor, Best Supporting Actress, My Favourite Male Character and Most Improved Male Artiste. 
  По названию. Все ж таки, аутентичное название наиболее полно отражает смысл драмы  - "сокрытая героиня, безжалостный герой". Именно это и есть основные характеристики главных героев Хонг Бо-кей и Чай Гау. Опять же про имена собственные. Нет более сложной задачи, как попытаться транскрибировать на русский кантонские имена. Потому что у нас и половины таких звуков нет, да и произносятся они зачастую не так явно, как выглядят в русском написании "чх", "кх", "нг" и проч. Поэтому имена здесь написаны "топорно" и более привычно для русского глаза - Хонг Бо-кей вместо Хон Боу-кхэй.
  Но пора к сюжету. Цинский Китай, середина 19-го века. Дом владельца рисового торгового дома "Хин Фун Нинь" - полная чаша. Три жены, трое взрослых сыновей (счастье, счастье-то какое!), да и сам Чунг Киу настолько успешен в бизнесе, что давно уже является выборным главой гильдии местных рисоторговцев. Конечно, даже этих входных данных достаточно для того, чтоб закрутить интригу вокруг наследования семейного бизнеса и проч., но тут откуда ни возьмись "привет из прошлого" - Бо-кей.  
   В конце 1820-х стихийное бедствие уничтожает большинство рисовых полей в окрестностях Наньтуна, ставя большинство крестьян и жителей города на грань выживания. Мэр города принимает решение использовать городские стратегические припасы, предназначенные для снабжения имперской армии, чтобы накормить людей. Естественно, что при благополучных последующих урожаях в течении трех лет запас будет восстановлен, но волею случая именно сейчас прибывает чиновник из Пекина с инспекцией военной провизии. Обнаружив пустые склады, он приговаривает семью Хонга к смертельной казни. Лишь только дочери Бо Инь удается сбежать и, сменив имя на Бо-кей, она устраивается в качестве работницы на кухне в особняке князя Вонга, брата императора.

 В настоящее время, 20 лет спустя, во время визита в Уси в качестве придворной обслуги происходит знаменательная встреча Бо-кей с Чунг Киу, с которым она была помолвлена до катастрофы, постигшей её семью. После ряда интриг со стороны первых двух жен личность Бо-кей (беглянки с 20-летним стажем) идентифицируется, но Чунг Киу удается убедить принца, чтобы освободить ее, и он вводит Бо-кей в дом своей четвертой женой. Мастер Чунг ценит мудрость и настойчивость Бо-кей и решает вести бизнес с ней, заодно привлекая её к утверждению подходящего преемника, прежде чем он умрет.
  Жаждущая власти и сторонница преемственности традиций, первая жена Фунг Йи использует все возможности для утверждения своего сына Бит Мана (к слову, старший сын в семье) в качестве единственного наследника семейного бизнеса. Она предпринимает бесконечные попытки к отстранению Бо-кей от управления компанией, даже игнорируя последнюю волю Чунг Киу, в которой он утверждал свою четвертую жену полноправным владельцем бизнеса.
  Несмотря на бесконечные интриги со стороны семьи, Бо-кей удается сохранить бизнес в хорошей форме. Одновременно с усилиями в бизнесе и разрешением семейных проблем пути Бо-кей пересекаются с работником склада Чай Гау. После нескольких раундов "битвы умов", Бо-кей и Чай Гау развивают глубокую дружбу. Чай Гау ценит трудовую этику Бо-кей, её решительность, мудрость, способность держать слово и вземен предлагает свою исключительную лояльность. Благодаря их плодотворному сотрудничеству и быстрому принятию решений, торговому дому Хин Фун Нинь удается выжить и в катастрофичное нашествие саранчи и во время восстания тайпинов.
  Событие, ждать которого героям пришлось долгих 20 лет. Бо-кей, дабы не нарушать установившегося в доме порядка, благородно отказалась от статуса "Первой жены", который Чунг Киу (ветеран гонконгского кино и телеэкрана Юэ Хуа) предложил ей вместе с рукой и сердцем. Три жены наглядно демонстрируют свое отношение к происходящему. На лице умной и манипулятивной Фунг Йи искусственная натянутая улыбка. Панг Киу, жена крикливая и недалекая для понимания своей марионеточной роли в руках Фунг Йи, даже не думает скрывать недовольства. Лау Фонг робка и старается соглашаться и улыбаться всегда, на всякий случай.


   В общем, недаром жены не ожидали от нового брака ничего хорошего. Хозяин Чунг Киу решил наверстать упущенное за 20 лет и всё свое внимание стал уделять исключительно Бо-кей. Она умна, мудра, видит вещи незамылившимся устоявшимся порядком взглядом, что позволяет ей быть более объективной в оценке людей и их поступков. Более того, она проявляет решительность и недюжинную хватку в вопросах бизнеса. Бо Кей проникается добротой и человеколюбием второго сына Бит Цзина (от третьей жены Лау Фонг) и всячески помогает и способствует ему в личностном росте и в качестве потенциального преемника бизнеса. Естественно, это вызывает острое противостояние со стороны первой жены Фунг Йи. Изображение Бо-кей актрисой Шерен Танг можно без лишней лести назвать захватывающим. Невозможно представить этого персонажа сыгранным кем-то другим. Её сцены плача от бессилия; потрясающая гамма выражений глаз - от молчаливой боли, сочувствия, понимания, сострадания до "чертиков" счастья и радости; мощные, волевые выступления в качестве босса, да всё прекрасно в изображении персонажа.


  Второй главный герой драмы, не уступающий Бо-кей ни по разработанному характеру, ни по мощности исполнения  - Чай Гау. 
 Первое знакомство зрителя (да и Бо-кей тоже) с героем происходит в момент, когда он в толпе таких же отчаявшихся голодающих отбивает княжеский обоз с рисом, а чуть позже поступает на работу в Хин Фун Нинь "за еду". Чай Гау умен, смекалист, по-крестьянски хитроват, но чрезвычайно эмоционален и импульсивен, что создает ему немало проблем, начиная от публичных унижений до "суда Линча". Его стремление отомстить за плохое обращение оборачивается еще большими проблемами.
 До этой драмы Уэйна Лая видела лишь однажды (евнух Ли Ляньин в The Confidant) и могу только снять шляпу в дань его мастерству перевоплощения в диаметрально противоположных ролях. Уэйн Лай, безусловно, заслуживает звания Лучший актера TVB. Начиная с подлеца (порой чертовски раздражающего) в первых нескольких эпизодах, сближаясь с Бо-кей и помогая бизнесу преодолевать кризис за кризисом, Уэйн действительно изображает личностный рост своего героя очень здорово. Сцены между Чай Гау и Бо-кей - лучшие сцены драмы. Он, как и Шерен Танг, способен выражать всю гамму чувств одними лишь глазами. 


  Два младших сына Чунг Киу - Бит Цзин (Рон Нг) и Бит Мо (Келвин Люн) - добрый и тусклый. Бит Мо, не в пример своей глуповатой матушке Панг Киу, отличается среди сыновей потрясающими способностями в обучении и готовится к государственным экзаменам на получение чиновничьей должности. Значительной роли в сериале не имеет. Привязан и дружен со средним братом.
  О Бит Цзине можно сказать побольше. Именно его доброта, внимание и сострадательность к бедам простых людей, порой до нелепости граничащая с наивностью, привлекла внимание Бо-кей. Бит Цзин любим и уважаем работниками склада и прислугой дома. В то же время, будучи сыном третьей забитой жены Лау Фонг, Бит Цзин старается в угоду матери не выпячивать своих достижений и держится в тени.


  Лау Фонг (Кара Хуи) трусливее самой трусливой мыши и зачастую совершает подлости по отношению к Бо-кей, лишь бы не попасть под огонь гнева первой жены. Более того, она готова отказаться сама и всячески отговаривает Бит Цзина от возможных перспектив в отношении его роста в семейном бизнесе. Но Бит Цзин порядочен до мозга костей, а влияние Бо-кей помогло выковать в нем твердость и решительность. Жалко, что такой интересный характер сыгран весьма блекло. Рон Нг не показал абсолютно ни-че-го, кроме полутора эмоций на все случат жизни. И только симпатия к самому персонажу сдерживает мой скепсис. Ну ладно, не буду придирчива, иногда он демонстрировал аж два разных выражения лица.


  Шикарная парочка "условных" злодеев - первая жена Фунг Йи (Сюзан Цзэ) и старший сын Бит Ман (Нго Канин). Почему условных? Да потому, что сложно прям так однозначно назвать злодеями тех, кто вынужден бороться за принадлежащее ему по праву! Другое дело - какими методами они действуют и на что готовы пойти ради своей цели. Интриги, шантаж, подлоги, оговоры и убийство - цель оправдывает средства! Вот живу я себе такая, главная хозяйка дома, сын мой по праву первородства наследует семейный бизнес, более того, он и сам активно вовлечен в организацию работ на складе. И вдруг в один прекрасный день появляется новая жена, которая видит насквозь моего сынишку, высокомерного, подлого, распутного, и начинает исподволь кампанию за выдвижение другого сына. Ха! Да какая мать тигрицей не бросится защищать свое дитятко. Жаль, конечно, но ей в слепой ярости не понять, что именно её просчеты в воспитании вырастили сына таким каков он есть на сегодняшний день. В своих дневниковых записях отец отмечал каким умным и замечательным мальчиком рос Бит Ман. Любимец дедушки, который ни секунды не сомневался, что во главе бизнеса в будущем должен быть обязательно Бит Ман. Где, как, когда произошел этот перелом, что влияние матери стало основополагающим в формировании характера и почему этого не замечал отец и дед - не понятно. Более того, она и сейчас не дает ему ни малейшего шанса измениться в лучшую сторону. А ведь предпосылки у Бит Мана были.
 Сюзан Цзе играет несколько старомодно, излишне театрально, но к этому быстро привыкаешь. Несколько клишированных эмоций, набор ухмылок, поджатых губ, закатываний глаз, отражающих те или иные внутренние мысли героини, и вот она может уже ничего не говорить и так понятно, что сейчас сделает). Нго Канин (он же Пьер Нго) ооочень выразителен в своей роли. Редкий случай, когда одновременно ненавидишь и отчасти жалеешь персонажа, совсем этого не заслуживающего. 
  

   Бит Ман просто гранд-мастер по срыву мамашкиных задумок. Только та затеет очередную интригу против Бо-кей и за возвращений позиций в бизнесе своему сыну, тот обязательно вляпывается в историю, выставляющего его в неприглядном свете. Нет бы сидеть ровно на жопе! Кроме того, Бит Ман проявляет и личную инициативу по сведению счетов со своими врагами, в число которых входит и Чай Гау. Увы, этим он только глубже роет яму себе самому.


  Панг Ханг (Генри Ли), родной брат второй жены  - еще один харизматичный персонаж из "злодеев". Монополист с криминальными наклонностями, подмял под себя охранный бизнес при транспортировке риса в другие регионы. Открытый личный враг Чай Гау до того момента, как Бо-кей не озвучила свою протекцию последнему. В бизнесе с рисоторговцами использует метод "выламывания рук", устанавливая грабительские тарифы на свои услуги. Из-за чего Бо-кей находится с Панг Хангом в непримиримой конфронтации. Несмотря на "мафиозный" оттенок персонажа, именно с ним связано большинство забавных и комических сюжетных ситуаций. 


  К слову, о чувствах между героями: я рада, что сценаристы очень умело балансировали на грани, не сваливаясь в банальную романтику (или, упасигосподи, адюльтер). Через всю драму прошла исключительно мощная дружба, взаимопонимание, уважение, привязанность, боль расставания и страх потери друг друга. Только финальный закадровый текст сообщает зрителю, что они провели в спокойствии и уединении два последних года, опять же не раскрывая интимной стороны отношений. Прекрасно!  Потрясающая экранная химия между актерами. 


   Бо-кей и Чай Гау на службе у тайпинов, за что собственно можно запросто лишиться голов после подавления мятежа. А уж если к делу доносительства и очернения присоединяется интриганка Фунг Йи, хватающаяся за еще один шанс избавиться от ненавистной конкурентки, то пиши пропало.


  И, конечно, как не озвучить любимую фразу Чай Гау, повторяемую неоднократно по разным поводам, когда присутствующим надо принимать важное решение: "Сколько десятков лет жизни вам нужно? Самое главное, прожить её счастливо!"