среда, 13 декабря 2017 г.

Thaniyavarthanam [1987]


  Обращаясь к фильмографии Маммутти всегда надо держать в памяти о каком уровне актерского мастерства идет речь — 3 национальных всеиндийских награды, 5 наград южноиндийских и 13 от штата Керала в разные годы как лучшему исполнителю главной мужской роли. 
   Сыгранная им роль Балана, так же отмеченная кинематографистами и критиками Кералы, из тех, что составят предмет особой гордости в фильмографии любого актера. Страшный фильм Сиби Малайля о том, как слухи, предрассудки и косное общество способны в кратчайшие сроки разрушить жизнь человека.
   Интеллигентный школьный учитель Балан (Маммутти) живет в сельском коммьюнити с женой и детьми в расширенной семье, включающей и его бабушку, мать, младших брата и сестру, а так же дядю, считающегося психически больным. Существует стойкое убеждение, что дядино заболевание — проклятие и расплата за грех, совершенный одним из предков их рода — является наследственным, поражая по одному мужскому представителю семьи в поколение. В то время как сам Балан не верит этим предрассудкам, он разрешает по просьбе членов семьи проводить регулярные ритуальные церемонии искупления греха и очищения в их доме. Потому что есть масса внешних проблем, связанных с этим вопросом, самым большим из которых является положение младшей сестры Балана, пережившей уже неоднократный разрыв помолвки.

   Смерть дяди с одной стороны приносит облегчение для семьи, нет невменяемого в семье — нет препятствий для замужества Сумитры, но в то же время и возбуждает среди деревенских новую тему обсуждения кто будет следующей жертвой проклятия —  Балан или его мятежный брат Гопи (Мукеш). Чувствуя за собой косвенную вину в смерти дяди, Балан сильно рефлексирует по этому поводу. а крик от ночного кошмара, собравший в спальне Балана всю семью, немедленно ставит на нем клеймо преемника. С этого момента мир Балана переворачивается с ног на голову, где каждое его слово и действие трактуется погрязшими в предрассудках односельчанами‒идолопоклонниками исключительно в пользу их версии. В убеждении членов семьи особенно преуспевает другой дядя Балана по материнской линии, великолепно сыгранный актером‒ветераном Тилаканом. У него нет никаких корыстных интересов, и действует он совершенно искренне в соответствии со своим косным мировосприятием. И даже заключение психиатрической экспертизы, которую прошел отчаявшийся Балан, не в состоянии заставить кого‒либо переменить свое мнение. Увы, единственному вменяемому и образованному человеку сообщества Балану в этом перевернутом мире теперь отводится лишь одна роль — умалишенного. И он принимает эти правила игры ... Финал настолько ошеломляющий, что страшнее его только последние доли секунды до титров, когда за движущейся в ритуальном танце богини открывается новая потенциальная жертва — совсем еще юный сын Балана.
   Маммутти слишком хороший актер, чтобы пространно обсуждать его игру. Он искренен и достоверен в каждом кадре. Кульминационные моменты, а их в фильме было несколько, отыграны на такой высокой ноте, что не отпускают и после просмотра фильма.