воскресенье, 3 декабря 2017 г.

Kanche [2015]


  Посидели индийцы, подумали, да и скумекали, что ежели они сами в своем важнейшем из искусств (а в отношении Индии эта фраза звучит особенно актуально) не освещают тему участия во Второй Мировой войне, то вряд ли кто об этом вообще вспомнит. Ну, если только русские пригласят на очередной юбилейный Парад Победы гордо пройти в строю победителей. Правда, этот факт и у большинства русских вызвал в свое время невежественные смешки - а индийцы-то тут причем? А при том, что война мировая шла не только на Восточном и Западном фронтах, но и с немцами-итальянцами в Северной Африке, и с японцами в Юго-Восточной Азии. Именно там и участвовали 25 лакхов (2,5 млн) индийских сипаев. Конечно, не сами по себе, а как часть британской армии. После победы над странами Оси союзники принимают решение о переброске войск с североафриканского театра военных действий в Италию, дабы оную принудить к окончанию войны.
  Именно с этого момента и начинается фильм, когда капитан Дхупати Харибабу (Варун Тедж) с вверенным ему батальоном прибывает в расположение части. Встреча с полковником Ишваром Прасадом (Никитин Дхир) вскрывает  противостояние между офицерами, уходящее корнями в довоенное прошлое. Когда-то, будучи еще студентом университета, Харибабу влюбляется и начинает встречаться с сестрой Ишвара - Ситой. Казалось бы, молодые, красивые, совет вам да любовь. Но безоговорочному счастью влюбленных мешает кастовое различие. Харибабу - внук простого парикмахера, а Ситадеви  принадлежит семье локального правителя, какая-никакая, хоть деревенского уровня, но раджкумари.
   Весь фильм построен на сюжетных перипетиях воюющего в Италии Харибабу с ретроспективой в прошлое, где зритель постепенно знакомится с историей развития отношений влюбленных, с последующим междуусобным противостоянием деревень, приведших к возведению забора, разграничившего территории враждующих сторон. Название фильма - Kanche - означает "забор" на языке телугу.
  


   Первый серьезный бой оказался весьма плачевным для части Харибабу. Кто не погиб, попал в плен, в том числе и полковник Ишвар. Лишь только Харибабу с несколькими сослуживцами удается избежать плена. И начинается партизанская борьба на неприятельской территории, где обязательно встретятся сочувствующие местные жители, по страхом смерти и ценой собственного достоинства помогающие героям. И встретятся другие местные жители, которых уже Харибабу сотоварищи будет спасать от расстрела. И спасет так же грудного ребенка, сына немца-врача и еврейки, приговоренного злобным нацистским офицером  к расстрелу по праву рождения. Тема параллелей по признаку "неправильной крови" между гонениями евреев и несправедливостью кастовой системы проходит красной нитью через фильм. И я скажу, это довольно смелое заявление. Потому что одно дело - поднимать и осуждать социально-кастовые темы в фильмах (в Индии они отнюдь не редки) и другое дело - приравнивать к геноциду.      Харибабу становится заложником ситуации, спасенные гражданские отказываются его покидать, бо как не могут теперь вернуться домой. В партизанщине куча гражданских на хвосте - знатное подспорье. Но тут события разворачиваются довольно быстро, пора и Ишвара спасать. Правда, предварительно надо провести ликбез по поводу узурпированной Гитлером свастики и её истинного значения.
   Финал трагичен и по-телужски оверпафосен. Забор разрушен. Но по другому и быть не могло.
   Криш – очень хороший режиссер, что он доказал своими дебютными фильмами Gamyam и  Vedam. Да и Сатакарни весьма неплох с оговоркой, что фильм был снят в кратчайшие сроки и за относительно невысокие деньги. И то, что он взялся за эту тему  и довольно глубоко проработал не столько батальщину, сколько судьбы людей, весьма похвально. Kanche - это вообще первый индийский фильм о WW2. Варун Тедж очень хорош в роли Харибабу. Даже удивительно, что это только второй его фильм. По мне так,  среди своих "звездных" кузенов он наиболее талантливый.
   Теперь немного технических деталей. То, что касается любви и драмы, в этом индийцы знают толк. Ярко, красиво, трепетно. Но когда речь заходит о батальных сценах в индийском  кино, это ... кино и немцы, в общем.
   Части Британской индийской армии следуют к месту дислокации. Не говоря о том, что униформа индийских сипаев была совсем несколько иная, этот отряд по виду больше похож на пленных расхристанных красноармейцев. Ну так оно и понятно - Италию со всеми вытекающими снимали в Грузии (на моей недавней памяти это уже третий индийский фильм, частично снятый в Грузии - раз и два) и, соответственно, военная техника и обмундирование было арендовано в Музее военной истории.


   Фашистам, правда, повезло еще меньше, чем британским индийцам. Ни ремней не хватило, ни кирзачей. Так и пришлось воевать в резиновых сапогах.


  Капитан Дхупати сотоварищи. Грузинская массовка уже становится узнаваемой по телужским фильмам. Хотя, тут и сам Варун Тедж выглядит вполне по-грузински.


   К слову сказать, если массовка с характерными грузинскими лицами в роли немцев выглядит забавно, то та же самая массовка в роли итальянских евреев вполне себе вписывается в типажи.


   Хо! Военно-Грузинская дорога с узнаваемыми достопримечательностями - крепость Ананури. Индийцам может и ничего, но мне постоянно приходится напоминать себе, что это - Италия)). Особенно прекрасно вписана в итальянский ландшафт автобусная остановка советского периода.


 Вах! Вах! Вах!