вторник, 5 декабря 2017 г.

Tieng Sao Ly Huong [1998]


  Нет ничего такого в этом фильме, что могло бы заинтересовать современного зрителя, если только этот зритель не я. Трудно судить, был ли этот фильм в свое время популярен на родине, или это один из тех, кому просто повезло обзавестись английскими субтитрами и стать чуть более доступным для невьетнамской аудитории.
  Хюэ - амбициозная молодая красивая девушка, крайне тяготящаяся патриархальными устоями её семьи, где каждый шаг и каждое действие согласовывается с отцом в буквальном смысле. Отец проводит дни напролет с газетами и радиоприемником в центральной комнате, и и прошмыгнуть мимо него нет никакой возможности. Хюэ готовится к вступительным экзаменам и втайне мечтает о туристической деятельности. Еще в большей тайне она держит свои отношения с Ву, привлекая лишь к помощи и хитростям младшую сестру. Сестры совсем впадают в уныние после того, как отец объявил им свою волю относительно их будущего. Хюэ обязана получить медицинское образование, а тонко чувствующей музыку и литературу, романтичной Ли следует реализовывать себя в сфере точных наук. Нет, отец не тиран и не домашний деспот, просто подчинение отцу - одна из главных конфуцианских добродетелей, в духе которых складывалось многовековое воспитание девушек. Возлюбленный Хюэ Ву стремится подражать богатым и мечтает о "земле обетованной", где есть возможность разбогатеть, красивые шмотки и модная музыка. Ву приглашает Хюэ бежать вместе с ним морским путем. Ведь там, за горизонтом, будет совсем другая жизнь, где ко всему прочему не будет и тотального контроля отца. Став одними из "людей в лодках", Хюэ и ее 16-летняя младшая сестра даже не могли себе представить какой трагедией обернется для них это путешествие в один конец.

   Люди в лодках - еще одна печальная страница в историографии прошлого века многострадального вьетнамского народа. И я вполне понимаю, почему тема беженцев долгое время была табуирована во Вьетнаме. Даже в этом фильме великая трагедия, вынудившая миллионы людей риском для жизни бежать из страны, преподносится исключительно как юношеский протест и жажда красивой жизни. Но спасибо хоть без прямолинейного  пропагандистского морализаторства о "предателях Родины". Современный зритель, имеющий доступ к разным источникам информации, в состоянии сам сделать выводы.
   Поэтичное название о душе флейты проходит красной строкой в фильме. Очарованная мелодией флейты, раздающейся ежевечерне из соседнего сада, где живет семья китайских эмигрантов в третьем поколении, Ли проникает в их дом и знакомится с главой семьи, который объясняет девушке, что его мелодия - невысказанная тоска по родному дому, не отпускающая его с момента вынужденной эмиграции. Ли мечтает выучиться играть эту мелодию правильно, но старый китаец говорит, что эта мелодия играется сердцем. Оказавшись в конце своего побега на китайском берегу в рыбацкой общине, потерявшей рассудок после пиратского нападения на их лодку, жестоко изнасилованной юной Ли теперь только и остается, что играть "мелодию беженца", некогда услаждавшую её слух в отчем доме ...