воскресенье, 7 декабря 2008 г.

Битва умов / Mo gong, 2006


"Небо желает жизни Поднебесной и ненавидит ее смерть, желает ее пребывания в богатстве и ненавидит ее бедность, желает ей находиться в порядке и ненавидит смуту в ней"
(Мо-цзы, гл. 26)

    Удивительным образом сей фильм прошел мимо меня во время премьерного показа в 2006 году."Битва умов" (Battle of Wits / Muk gong) - замечательный исторический боевик, снятый гонконгскими кинематографистами (по-моему, они начинают отходить от кризиса, связанного с массовой миграцией большинства звезд в Голливуд) при участии материкового Китая, Японии и Ю.Кореи.
  "Битва умов" - адаптация японской манги. В центре повествования Ге Ли, моист, известный своей идеологией, направленной против агрессии.
   Небольшое отступление. Моисты - это последователи жившего в V в. до н.э. философа Мо Цзы. Военный орден монахов-воинов, поклонявшихся небу и проповедовавших гуманизм и альтруизм (этакие джедаи-тамплиеры на китайский манер). Несмотря на то, что моисты всецело посвящали себя военному ремеслу, для них не было большей ценности, чем обычная человеческая жизнь и благополучие простого народа. Орден моистов просуществовал более стал лет, принимая активное участие в гражданских войнах той эпохи, а потом благополучно распался и исчез, будучи окончательно размолот боевой машиной Цинь Шихуанди. Самая большая  загадка для меня тот факт, что китайцы до сих пор не сняли про моистов ни одного известного фильма. Видимо, погрязшая в конфуцианстве партия наложила вето на эту тему. Еще бы, никакого инакомыслия, а ведь моисты в V-III вв. до н.э.  были весьма серьезными конкурентами конфуцианства в качестве господствующей идеологии Китая.

    Действие фильма происходит в первой половине IV в. до н.э.  Во времена так называемых "сражающихся царств" Китай раздроблен и находится под властью совершенно различных правителей - семь основных и некоторые более мелкие. 100 000 воинов Чжао направляются воевать соседнее государство, но на их пути стоит небольшой город Лян. Правитель Лян, очухавшись от запоя, обращается за подмогой, но вместо военного отряда получает одного моиста  Ге Ли, сразу же занявшегося обороной города. С помощью стратегического мышления  Ге Ли удается отразить нападение многократно превосходящего противника, но правитель Лян не слишком-то радуется популярности Ге Ли среди народа, и его награда оборачивается предательством (вполне традиционно). Самое приятное в фильме - это то, что в нем нет никаких прямых параллелей с настоящим. В этом отношении использование рыцаря Мо-цзы - это невероятно хорошая находка. Огромным плюсом можно считать то, что Ге Ли на протяжение фильма не остается статичной выдуманной фигурой, а живет, изменяется.  Его человечность на фоне глуповатого, готового предать народ и ревнивого правителя не выглядит жертвенной. Он - победитель, для которого победа в силу ее цены горька. Хотя какая может быть победа на войне...Не имеет значение, за кем останется последнее слово. В войне никто не может победить. Война - это всеобщее поражение.