Справедливости ради надо отметить, что жизнеописание Мэри Брайант никак не вписывается в рамки понятия "замечательных людей", но не будешь же каждую персону каталогизировать отдельно. Пусть не замечательная, но уж удивительная и поразительная настолько, что удостоилась упоминания в многочисленных романах и фильма-байопика "Удивительное путешествие Мэри Брайант"/"Incredible Journey of Mary Bryant".
Мэри Брайант, в девичестве Брод, родилась в 1765г. в семье корнуоллского моряка. Повзрослевшая Мэри перезжает в Плимут в поисках заработка, и как зачастую водится, не найдя достойных способов, со своими товарками выходит "на большую дорогу". В то время за воровство, без разницы насколько серьезен ущерб, карали строго. За воровство шелковой шляпки и горсти монет её приговаривают к смертной казни, но в последний момент казнь заменяют семью годами каторги с "высылкой в Австралию", бо как после Гражданской войны в Америке сей берег уже стал закрытым для приема британских каторжан. Мэри отправлеяется в Ботани Бей с первой флотилией на транспортном судне-тюрьме "Шарлотта". На борту корабля она знакомится со своим будущим мужем Уильямом Брайантом, ее земляком, приговоренным к 10 годам каторги за контрабанду. В общем, вполне нормальные люди, воры и контрабандисты, это ж вам не отъявленные убийцы и насильники. Во время многомесячного плавания у Мэри рождается дочь, названная по имени корабля Шарлоттой. Но отцовство Брайанта сомнительно, т.к. женская и мужская половина трюма была перегорожена надежной решеткой.
В Ботани Бей Мэри и Уильям официально вступают в брак, и вскоре на свет появляется мальчик. Губернатор Филипп назначает Уильяма Брайанта ответственным за лодки, на них специально отобранные заключенные выходили в залив на рыбную ловлю, добыча от которой была основным пропитанием колонистов.
К побегу присоединяются еще семеро надежных помощников из каторжан. У одного из них - Джеймса Кокса, укравшего в свое время алмаз, - оказались деньги.
В октябре 1790 года в Порт-Джексон из Батавии прибывает судно "Виксамхейд". Голландский капитан, нисколько не смущаясь сомнительностью сделки, продает Брайанту компас, квадрант и даже копию навигационной карты Восточного побережья Австралии, составленной некогда Куком (других карт этой части суши еще не было).
Ночью 28 марта 1791 года личный баркас губернатора, на котором находились Мэри и Уильям Брайанты, двое их детей и семь других заключенных, покинул Порт-Джексон.
Ахтунг! Далее последует спойлер для тех, кто пока еще от любопытства не сбегал к гуглу за подробностями биографии Мэри Брайант, так что особо чувствительные могут на этом месте решительно закрыть окошко.
И тут начинается самая удивительная и самая опасная часть их побега - путешествие в 5000 километров через тогда еще неизвестный Барьерный риф, которое закончилось через 66 дней в Купанге, Западный Тимор. Тимор в то время принадлежал голландцам и беглецы были радушно приняты как жертвы кораблекрушения по их собственной легенде. К несчастью, подвыпивший Уильям Брайант в споре проговорился, кто они на самом деле. Губернатор предупредил, что для них будет огромным счастьем, если в Купангу зайдет не английский корабль, поскольку у них существует договоренность с британскими властями о выдаче всех бежавших каторжников.
И как мы понимаем, второй раз фортуна не была так благосклонна к беглецам. С английским кораблем они отправляются сначала в Батавию, откуда их ждала переправка в Англию, повторный суд и виселица (или, при очень удачном стечении обстоятельств, повторная высылка в Ботани Бей). Во время этого плавания от лихорадки умирают Уильям и сын Эммануэль, а на последнем этапе следования уже в Англию Мария теряет и дочь Шарлотту. Волею случая на корабле оказался офицер Уоткин Тэнч, знавший ее по "Шарлотте" и Ботани Бею. Он писал: "Должен признаться, что я не могу относиться к этим людям без сострадания и изумления. Преодолев все трудности, испытав невероятные лишения в океане и под палящим солнцем, они в конце концов потерпели поражение в героической борьбе за достижение свободы". В июне 1792 года Мэри Брайант и четыре оставшихся в живых беглеца были доставлены в Спитхед. Но совершенно неожиданно они получиают помощь от адвоката, литератора и троюродного брата Его Величества короля Георга III - Джеймса Босуэлла. Он настолько проникся состраданием к судьбе Мэри, что поднял кампанию в газетах в защиту узников, бежавших из Ботани Бея. Его усилия не пропали даром. 13 октября 1793 года Мэри Брайант была освобождена. Босуэлл оказал ей материальную помощь (своего рода пенсию в 10 фунтов, до своей смерти в 1795 г.), и вскоре она уезжает в Корнуолл, к себе на родину. Далее её жизнь не известна.
Фильм довольно точно следует реальной биографии Мэри Брайант по основных вехам. А то, что была усилена линия самой Мэри, как движущей силы побега, и добавлена дополнительная романтическая линия лейтенанта Кларка, так это стандартные приемы художественной составляющей любого фильма. Ромола Гарай хоть и добрые две трети фильма ходит с перепачканным лицом прекрасна. И внешне, и игрой. А такой женщине и мужчины подстать. Алекс О'Локлин в роли нежно любящего мужа, и Джек Дэвенпорт, тоже по своему любящий и одержимый нашей героиней.
Комментариев нет:
Отправить комментарий